В России в 2023 году снизилось число абортов на 7% — до 467 тыс. процедур. При этом статистика по регионам радикально различается: в некоторых субъектах количество прерванных беременностей сократилось сразу на четверть, а в других — выросло на 20%. По мнению экспертов, цифры могут говорить о появлении внутреннего абортного туризма. Кроме того, регионы могли найти способ собирать «красивую статистику».
В России на 7% уменьшилось число процедур по прерыванию беременности — в 2023 году их было проведено 467 586 против 503 809 в 2022 году, свидетельствуют данные Росстата, обратил внимание «МВ». В статистику входят все прерывания беременности (и по желанию женщины, и по медицинским показаниям, и самопроизвольные выкидыши). Подавляющее количество абортов — более 97% — приходится на женщин в возрасте 18—45 лет, еще около 1% (3346 прерываний) — на несовершеннолетних, около 2% — на россиянок старше 45 лет (7697).
Только 10% абортов пришлось на женщин, которые до этого не имели беременностей.
При этом статистика по динамике абортов оказалась очень разной в зависимости от региона. Например, Самарская область отчиталась об уменьшении числа прерываний беременности сразу на 27%, до 7005, Удмуртия — на 22%, до 4377, Ленинградская и Курганская области — на 20% (до 4007 и 3620 случаев соответственно). В лидерах по сокращению числа абортов также оказались Архангельская область (-18%), Мордовия и Саратовская область (-15%), Липецкая, Иркутская, Мурманская, Кемеровская области (примерно по -13%).
Одновременно с этим ряд регионов показали рост абортов. В Республике Алтай их количество выросло сразу на 22%, до 1491, в Севастополе — на 15%, до 1614, в Бурятии и Карачаево-Черкессии — на 12%, до 4979 и 3865 соответственно.
В Москве число абортов сократилось на одном уровне со средним по стране показателем (-7%) — в 2023 году в столице было проведено 28 397 прерываний беременности. В Санкт-Петербурге число абортов уменьшилось на 12%, до 13 763 случаев.
Противоабортная политика властей в статистике по снижению прерываний беременности не при чем, считает эксперт ВОЗ, врач-гинеколог Любовь Ерофеева. По ее словам, снижение слишком незначительное, к тому же, сюда входят все самопроизвольные выкидыши — возможно, именно их стало меньше, поэтому общая численность прерываний беременности также снизилась.
С коллегой соглашается врач-гинеколог Тамара Мальцева. Она уточнила, что большую часть выкидышей составляют несостоятельные беременности, когда произошла мутация. Минимизировать количество таких случаев могли позволить популярность превентивной медицины, обследование пациенток, прием витаминов и анализы на генетические отклонения.
По мнению координатора движения «За жизнь!» Сергея Чеснокова, показателей по сокращению числа абортов недостаточно, чтобы говорить о реальном эффекте государственных мер — это лишь одна из причин, почему сложилась такая статистика. «Помимо этого, происходит реальное снижение числа женщин детородного возраста, все больше россиянок переходят на качественную контрацепцию, и повышается доля бесплодных женщин», — пояснил он «МВ». По его мнению, в статистике надо разбираться и сравнивать число абортов с показателем рождаемости и числом женщин, которые встали на учет по беременности после изначального желания прервать ее.
Опрошенные «МВ» эксперты также считают, что отдельные территории могли искусственно приукрасить статистику. Регионы-лидеры по динамике сокращения прерванных беременностей не вводили запрета на аборты в частных клиниках, обратил внимание эксперт Национального союза по вопросам реализации системы ОМС в частном здравоохранении Евгений Рабцун. «Они не стали запрещать аборты в частных клиниках, но могли добавить строгости в государственных. Женщины, чувствуя барьерные меры в госклиниках, пошли в частные. А с частных клиник губернаторы статистику не снимают. Вот и получилось, что аборты «упали» на четверть. Но по статистике госклиник», — пояснил он «МВ».
Рабцун также не исключил развитие так называемого внутреннего абортного туризма — по его словам, такая ситуация может быть в случае с Севастополем, где количество абортов резко выросло (+15%), тогда как в остальном Крыму, где в 2023 году был введен запрет на проведение абортов в частных клиниках, упало на 4%. Рабцун отметил, что такие прецеденты уже были: ограничения по проведению абортов в частных клиниках Геленджика привели к появлению такого медицинского маршрута в Краснодар, где процедура была женщинам доступна.
Чесноков также не исключает, что женщины действительно поехали из других территорий Крыма в Севастополь для проведения абортов, поскольку «все это рядом и доступно». По мнению Ерофеевой, в случае дальнейших ужесточений россиянки могут быть вынуждены осуществлять опасный абортный туризм в соседние страны.
С 2023 года в работу медучреждений гинекологического профиля вмешалась политика: в Госдуме несколько раз инициировали ограничения на прерывание беременности по желанию женщины на федеральном уровне, а ряд субъектов уже ввели собственные ограничительные меры. Как это усложнит жизнь акушерской службы, вернется ли в Россию «карательная гинекология» и есть ли угроза возврата к практике массовых подпольных абортов, разбирался «МВ».
Лада Шамардина
источник : https://medvestnik.ru