с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Кассация освободила гинеколога от наказания за гибель пациентки
04 Февраля 2025 г.

Первый кассационный суд общей юрисдикции изменил обвинительный приговор в отношении врача-гинеколога, осужденной к лишению свободы после гибели пациентки во время операции, сообщает во вторник пресс-служба кассационной инстанции.
 

История вопроса

Врач акушер-гинеколог в государственной больнице Татьяна Шелест предложила своей пациентке провести медицинскую услугу эстетической гинекологии без документального оформления. В ходе подготовки к процедуре осужденная ошибочно ввела девушке 600 миллиграммов раствора лидокаина в концентрации 10% вместо 2%, что превышает максимальную дозу для человека, от чего пациентка через непродолжительное время скончалась.

По приговору Железнодорожного городского суда Московской области, оставленному без изменений апелляционным определением Московского областного суда, Шелест признана виновной в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть человека (пункт «в» части 2 статьи 238 УК РФ), ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься медицинской деятельностью сроком на два года.

Решение кассации

В кассационной жалобе защитник осужденной просил вынесенные судебные решения отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение, приводя доводы о том, что суд неверно определил природу правоотношений, возникших между врачом и потерпевшей, поскольку осужденная не заключала с ней договор об оказании платных медицинских услуг, а также не имела умысла на оказание медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациента.

Изучив кассационные жалобы и выслушав участников процесса, Первый кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что уголовное дело рассмотрено судом полно, всесторонне и объективно с соблюдением принципа презумпции невиновности. Вина осужденной в причинении потерпевшей смерти по неосторожности установлена и подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств.

Вместе с тем, отмечает кассация, судом были допущены нарушения уголовного закона при квалификации действий осужденной. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в постановлении от 25 июня 2019 года № 18 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации», деяния, перечисленные в статье 238 УК РФ, характеризуются умышленной формой вины.

Приговор изменен

Согласно решению Первого кассационного суда общей юрисдикции, что при рассмотрении уголовного дела судами не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что Шелест, выполняя операцию, осознавала, что оказывает медицинскую услугу, не отвечающую требованиям безопасности жизни или здоровья пациента, предвидела возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желала их наступления либо предвидела возможность наступления общественно опасных последствий, не желала, но сознательно допускала эти последствия либо относилась к ним безразлично.

При этом осужденная, обладая необходимой квалификацией и опытом работы, при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть общественно опасные последствия, которые могут наступить в случае ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей, отмечает кассация.

Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции также указала, что Федеральным законом от 28 декабря 2024 года № 514-ФЗ статья 238 УК РФ дополнена примечанием, в соответствии с которым ее действие не распространяется на случаи оказания медицинскими работниками медицинской помощи, в связи с чем действия Шелест как врача акушера-гинеколога не могут квалифицироваться по пункту «в» части 2 статьи 238 УК РФ.

С учетом этого судебные решения изменены, действия осужденной переквалифицированы на часть 2 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), ей назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год 10 месяцев с лишением права заниматься медицинской деятельностью сроком на 2 года. Осужденная освобождена от назначенного наказания в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Владимир Бурнов
 


источник :  https://www.rapsinews.ru