Жительнице Будённовска отказываются ставить вторую группу инвалидности, несмотря на её многочисленные диагнозы. Она предполагает, проблема в её неплатежеспособности. Между тем, по словам экспертов, защитить своё мнение о степени инвалидности можно только с помощью дорогостоящей экспертизы в частном учреждении.
Шага без боли не ступит
Антонина Крупина почти постоянно мучается от болей. У 57-летней женщины нарушена речь из-за микроинсультов и полисегментарного остеохондроза позвоночника, болят тазовые суставы и колени. Ей поставили целый «букет» диагнозов, с которыми жизнь похожа на ад: вторая стадия грудопоясничного сколиоза, гиперлордоз поясницы, спондилоартроз второй-третьей стадии, артроз шейно-воротниковой зоны 1-2 стадии, начальная стадия катаракты, болезни ЖКТ, хроническая дорсалгия и дорсопатия.
Но когда со всеми этими недугами Антонина Викторовна пришла на медико-социальную экспертизу (МСЭ), ей дали всего лишь третью, самую лёгкую, группу инвалидности с минимальной пенсией. А ведь ей даже через бордюры перешагивать помогают прохожие - сама она плохо ходит. Живёт одна в небольшом домике без удобств. Из троих сыновей помогает только один, и то редко. Она родилась в Крыму, в Симферополе, и почти всю жизнь скиталась по военным городкам с мужем-офицером, сейчас уже бывшим. Так и оказалась в Будённовске.
«Я медик по образованию и знаю, при каких диагнозах обязаны поставить первую или вторую группу инвалидности. В местном бюро МСЭ, где я сразу сказала, что и рубля не дам, мне поставили третью группу, которая даётся при первой - второй стадии артроза. Местные жители мне рассказывали, якобы в Будённовске можно только купить вторую группу. Даже сумму называли - 200 тысяч рублей», - рассказала Антонина Викторовна «АиФ-СК».
Женщина уже обращалась к губернатору Ставрополья по горячей линии, но ответа так и не дождалась. Она надеется, что после обращения в редакцию правоохранительные органы проверят местное бюро МСЭ. Тем более прецеденты, когда сотрудников таких структур ловили с поличным, уже были.
Наштамповали лжебольных?
В 2018 году в крае прогремело дело Сильвы Грудневой - бывшей главы регионального филиала бюро №1 по краю. Она оформляла инвалидность по подложным документам. Из-за этого казна потеряла 900 млн рублей. В суде была доказана её причастность как минимум к 54 эпизодам преступления. Липовые справки об инвалидности она выдавала восемь лет и «осчастливила», как считали правоохранители, 1300 человек. Суд прекратил рассмотрение её дела из-за амнистии к 70-летию Победы. Она попала под неё, так как ей было больше 50 лет.
В 2022 году суд признал виновным в 25 эпизодах получения взяток ещё одного экс-руководителя филиала Главного бюро МСЭ по Ставрополью Анатолия Лебедева. Вместе с подчинёнными он за вознаграждение оформлял инвалидность. Сумма зависела от состояния здоровья и возраста получателя льгот. Общая сумма взяток составила 3 млн 100 тысяч рублей. Лебедева приговорили к 4,5 года колонии общего режима. Однако гособвинитель не согласился с решением суда, считая его чрезмерно мягким, и обжаловал приговор.
Недавно скандал из-за МСЭ разразился в Дагестане, где девочка, страдающая диагнозом потери зрения, на протяжении трёх лет ждала оформления инвалидности. В это время родители малышки слышали только отговорки в региональном бюро. В результате ребёнок полностью ослеп.
Когда об этом узнал глава Дагестана Сергей Меликов, он потребовал провести проверку деятельности бюро МСЭ. А при ревизии очереди на жильё выяснилось, что в ней стоят 400 инвалидов с сомнительными документами, в то время как действительно тяжелобольные дети и их семьи остаются без помощи.
СПРАВКА
По приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н критерий для второй группы инвалидности - третья степень выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 %). Критерий для третьей группы инвалидности – нарушение здоровья со второй степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 %).
КОММЕНТАРИЙ
Председатель правления отделения межрегиональной общественной организации «Монитор пациента» в Кабардино-Балкарии Ибрагим Султыгов:
- Мы вопросами инвалидности занимаемся лишь в том случае, когда гражданину не выдаётся направление от поликлиники в орган МСЭ для установления инвалидности. Однако в МСЭ могут установить, а могут отказать в установлении, это уже их компетенция.
В случае, если поликлиника не выдаёт направление, мы пишем жалобу, получаем письменный отказ и дальше имеем право самостоятельно обратиться в МСЭ без направления поликлиники.
Что делать, если в бюро отказывают в инвалидности или определяют её неверно? Сейчас существуют организации, которые проводят эти экспертизы в частном порядке, имеют на это лицензии. И с двумя экспертизами на руках, противоречащими друг другу, необходимо обратиться в суд, который и разрешит вопрос в гражданском порядке.
То, что органы МСЭ могут брать взятки за установление группы инвалидности, даже если она и полагается по имеющимся показаниям, увы, ни для кого не секрет. Я в своей практике не раз встречался заявителями, которые признавались, что давали деньги сотрудникам этого органа.
Можно ли этого избежать? Считаю, что да, но это сопряжено с определёнными усилиями и по времени, и по финансам, потому что необходимо искать экспертное учреждение и отстаивать свои права в судебном порядке.