с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

В России могут установить критерии качества медпомощи. Минздрав объясняет, как изменится контроль за врачами
27 Февраля 2025 г.

Минздрав России подготовил проект приказа, которым устанавливаются критерии оценки качества медицинской помощи. Документ вызвал много вопросов как со стороны пациентских организаций, так и медицинских страховых компаний. В министерстве сегодня дали пояснения по готовящимся изменениям.
 

Новые критерии оценки качества оказания медицинской помощи были разработаны на основе клинических рекомендаций, которые с 2018 года легли в основу деятельности медицинских работников и успешно используются при лечении, в том числе онкологических заболеваний. На данный момент утверждено 560 клинических рекомендаций, охватывающих более 80% заболеваний и состояний.

"При проведении экспертизы качества эксперт, специалист проверяет соответствие предоставленной пациенту медицинской помощи утвержденным критериям оценки качества и положениям нормативных правовых актов, выявляет нарушения, оценивает своевременность диагностики и лечения, правильность выбранных методов, оценивает степень достижения запланированного результата", - поясняют в Минздраве.

В министерстве подчеркивают: само неисполнение критериев не является нарушением, они используются при проведении экспертизы качества. А соблюдение сроков и объема проведения диагностических и лечебных процедур являются строго обязательными.

"Соответствие оказываемой медицинскими работниками помощи пациентам вышеуказанным критериям (в отличие от клинических рекомендаций) - это предмет контроля качества и безопасности медицинской деятельности и обязательно учитывается при организации экспертизы, - поясняют в Минздраве. - Сегодня клинические рекомендации содержат алгоритм порядка оказания медицинской помощи пациенту с конкретным заболеванием. При этом за врачом сохранено право выбора из предложенных ему в клинических рекомендациях методов диагностики и лечения, схем лекарственной терапии. Именно врач подбирает наиболее подходящие пациенту методы лечения с учетом его состояния или направляет пациента в другую медицинскую организацию, в том числе федеральную".

В Министерстве говорят, что клинические рекомендации не создают новых сущностей в оказании медицинской помощи, а структурируют имеющиеся научные данные, позволяя с учетом принципов доказательной медицины выбирать наиболее эффективные и безопасные методы лечения - индивидуально для конкретного пациента, с учетом его особенностей.

Одно из критических замечаний со стороны пациентских сообществ заключалось в том, что в проекте критериев качества не указаны сроки при проведении диагностики, установки предварительного и окончательного диагноза, а также начала лечения.

В Минздраве возражают: "Сроки и объем проведения диагностических и лечебных процедур установлены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, а также соответствующими порядками оказания медицинской помощи, положениями об организации оказания медицинской помощи по ее видам, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядками проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, утвержденными приказами Минздрава России в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

То есть нарушать сроки оказания всех видов медицинской помощи медикам по-прежнему будет нельзя.

Ирина Невинная

*****

А. Саверскицй :

Неопределенность статуса клинических рекомендаций в позиции Минздрава неизбежно привела к неопределенности в системе контроля качества медицинской помощи (ККМП), и даже усилила его. И Минздрав эту неопределенность, не решив на законодательном уровне, несет в свои приказы по контролю КМП. Естественно, если вы меняете основу требований, то система контроля тоже трещит. Однако по этому поводу следует сказать вот что:

1. В ОМС контроль качества осуществляют страховые компании. Именно они подняли весь тот информационный шум, который вы слышите. Почему? Потому что они теряют компоненты контроля, которые давали им штрафы - доходы. Контрольный вопрос: а пациенту с этого что? Ничего!!! Ответственности вообще никакой от этого ККМП, кроме мелких штрафов, о которых пациент даже не знает. Тогда, о чем шумим?

2. Вне ОМС ККМП осуществляет Росздравнадзор. Ну как осуществляет - должен осуществлять...ну как должен - должен был бы. Потому что полномочий у него тоже нет, кроме контроля за лицензионными требованиями, зато есть мораторий Президента на проверки. Ву а ля - вся частная система здравоохранения осталась вообще без контроля.

3. Чтобы Минздрав не писал о статусе клинических рекомендаций в своих письмах и приказах, не имеет значения, поскольку решение ВС РФ по делу Борисовой от августа 2023 года, где КР признаны обязательными, никто не отменял. Да и даже без этого обязательность КР указана в законе. Поэтому и здесь нет повода для обсуждений, а есть это в контроле КМП или нет пациентов вообще не должно беспокоить, поскольку интересы пациентов крутятся вокруг уголовной и гражданской ответственности, к которым ККМП никакого отношения не имеет.

4, Представьте, у нас есть критерии КМП и они даже записаны давно в законе, и в приказе, но, как видно из публикации, об этом не знают даже пишущие журналисты РГ. Вот и весь разговор. Так не должно быть, но это так. И если говорить о создании системы контроля КМП, то ее надо создавать с нуля. Ее просто нет.
 


источник :  https://rg.ru