Процесс расчета тарифов на оплату медпомощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) требует пересмотра и повышения прозрачности. Как показал анализ Счетной палаты, тарифная политика в этой сфере имеет ряд существенных недостатков, которые приводят к формированию тарифов на оплату ОМС, не соответствующих реальной себестоимости.
«Система формирования тарифов на оплату медпомощи по обязательному медицинскому страхованию в целом отвечает задачам сбалансированности распределения средств ОМС и повышению доступности медицинской помощи. Однако недостатки нормативно-правового и методологического обеспечения в ряде случаев приводят к формированию тарифов, размер которых не соответствует затратам».
Одна из ключевых проблем, отмеченных Счетной палатой в ходе анализа, связана с отсутствием методик расчета отдельных переменных, включенных в формулы определения тарифов по видам и условиям медицинской помощи.
В частности, не определена методика расчета норматива финансовых затрат (далее – НФЗ) на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи. Фактически расчет НФЗ производится на основе данных о расходах отдельных федеральных медорганизаций, перечень которых крайне ограничен (от 2 до 6).
Несовершенство методологической базы также отмечается и в части специализированной медпомощи, оказываемой в рамках стационаров. С 2013 года для установления тарифов по данному виду медпомощи применяется модель клинико-статистических групп заболеваний (далее – модель КСГ), которая предусматривает объединение в группы разных заболеваний с относительно равными затратами на оказание медпомощи. В рамках модели КСГ для расчета тарифа используются два показателя - размер базовой ставки и рассчитанный коэффициент относительной затратоемкости для каждой КСГ. При этом методика формирования КСГ и расчета коэффициента затратоемкости отсутствует, а в Методических рекомендациях Минздрава и ФОМС не разъясняется механизм определения объема средств на оказание специализированной медпомощи. В совокупности отмеченные недостатки приводят к дифференциации размера базовой ставки в сопоставимых регионах и к разнице в фактических тарифах по группам КСГ, что в свою очередь влияет на сбалансированность финансового обеспечения в системе ОМС.
Отдельное внимание в ходе анализа было уделено финансовому обеспечению медицинских организаций первичного звена здравоохранения. Ключевым показателем для расчета тарифов в этой сфере является подушевой норматив финансирования прикрепившихся граждан. При этом анализ показал, что размер подушевого норматива неоднократно пересматривается в течение года.
Еще одна важная проблема, отмеченная в ходе аудита, связана с отсутствием единой информационной системы, позволяющей автоматизировать процесс расчета тарифов для финансового обеспечения медицинской помощи по ОМС. В результате в 75 регионах тарифы рассчитываются в «ручном» режиме.
По итогам анализа Счетная палата рекомендовала Правительству пересмотреть подходы к формированию тарифов на оказание медпомощи по ОМС, а также наделить ФАС России полномочиями по регулированию тарифов в этой сфере и разработке необходимых методик их расчета.
источник : https://ach.gov.ru