Минздрав утвердил новый порядок экспертизы качества медпомощи, оплачиваемой не из средств ОМС. Анализировавшие проект эксперты утверждали, что предлагаемые критерии оценки приведут к подмене реальной экспертизы формальными проверками и снижению качества лечения и диагностики.
Регулятор обновил порядок экспертизы качества медпомощи (ЭКМП) вне системы ОМС, он вступит в силу с 1 сентября 2025 года. В документе (доступен на «МВ») уточняется, что приказ распространяется на федеральный и ведомственный контроль и проверочные мероприятия, которые проводят минздравы регионов, государственные организации и внебюджетные фонды.
При проведении ЭКМП специалист-эксперт оценивает своевременность оказания медпомощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и степень достижения запланированного результата. В случае выявления нарушений он определяет их негативные последствия.
По результатам оценки достижения запланированного результата специалист определяет нарушения, повлиявшие на исход заболевания. Списка критериев оценки в приказе нет. В разработанном ранее проекте они были представлены отдельно. Анализировавшие перечень эксперты утверждали, что новые критерии ЭКМП приведут к подмене реальной экспертизы формальными проверками и снижению качества лечения и диагностики. По их мнению, основная мотивация регулятора — снять ответственность с медорганизаций за неисполнение клинических рекомендаций (КР).
Таким образом, де-факто вся экспертная деятельность будет сведена к формальной оценке самого факта медицинской манипуляции, таких как осмотр врача или введение препарата, без учета их необходимости, обоснованности или целесообразности в конкретной клинической ситуации с учетом состояния пациента, считает член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе» Алексей Старченко.
Медорганизации перешли на обязательное оказание помощи в соответствии с клинрекомендациями с 1 января 2025 года. Параллельно с этим в медицинском сообществе обсуждают неготовность системы ОМС к работе по новым правилам из-за недостаточного оснащения. Непонятно также, как и из каких средств будет оплачиваться маршрутизация пациентов, которую предлагается сделать основным механизмом страховки медорганизаций от неисполнения КР в случае отсутствия в них нужных специалистов, лекарств или расходных материалов, отмечал зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев.
Согласно представленному в середине января проекту приказа Минздрава, КР не могут использоваться при контроле и экспертизах качества медицинской помощи. Однако документ пока не вступил в законную силу. Юристы и пациентские организации оценили его негативно. Необеспеченность материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения КР — не повод вообще выводить их из системы регулирования медицинской помощи, заявил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. В этом случае будет практически невозможно обосновать расширение инноваций, включение в систему ОМС новых лекарственных препаратов и методов лечения.
Татьяна Бескаравайная