В Минздраве предложили не считать предметом качества и безопасности медпомощи клинические рекомендации, которые ведомство Михаила Мурашко ранее само же сделало обязательными для врачей. Эта неразбериха грозит серьёзно осложнить работу медиков. Зато перед медицинскими чиновниками открывается широкий простор для создания новых коррупционных механизмов.
Непосвящённому человеку понять суть очередной законодательной инициативы Минздрава будет непросто. «Проектируется, что клинические рекомендации не выступают предметом федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, а являются основой формирования критериев оценки качества медицинской помощи по группам заболеваний или состояний, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти», – нагнали туману в ведомстве.
Речь идёт о поправках к закону о биологической безопасности, внесённых в Госдуму на прошлой неделе. Как данные поправки, даже в случае их принятия, могут повлиять на обязательный статус клинических рекомендаций, пока не очень понятно. Ведь работу врачей, в том числе и обязательность следования данным рекомендациям, регулирует другой федеральный закон – ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В нём прямо указано, что при лечении пациентов врач обязан руководствоваться порядками оказания медпомощи, стандартами и клиническими рекомендациями.
Более того, обязательность рекомендаций была констатирована также Верховным судом в обзоре судебной практики от 25 апреля этого года.
«Минздрав пытается обойти решение ВС. При этом тот факт, что поправки вносят в закон о биологической безопасности, наталкивает на мысли, что в ведомстве не смогли договориться с депутатами о корректировках закона об основах охраны здоровья», – рассуждает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.
Как лечить – непонятно
Обязательными для использования клинические рекомендации стали с 1 января 2025 года. «Наша Версия» уже рассказывала о том, что во врачебном сообществе данное нововведение вызвало неоднозначную реакцию. Эксперты, в частности, говорили, что превращение рекомендаций в чёткую инструкцию по диагностике может негативно сказаться на качестве лечения пациентов. И даже оказаться рискованным для их жизни и здоровья. В результате обязательность применения рекомендаций многие врачи проигнорировали. По данным опроса, проведённого в отраслевой соцсети «Врачи РФ», 47% медработников заявили, что никаких изменений после введения обязательности рекомендаций в их работе не произошло. Примечательно, что больше половины медиков также отметили, что до сих пор так и не сумели постичь суть приказов Минздрава и не понимают, как именно они теперь должны работать. Не говоря уже о том, что многие медучреждения не могут следовать рекомендациям в принципе: для этого нет ни необходимого оборудования, ни необходимых лекарств.«Большинство [врачей] считает, что строгое следование рекомендациям не предусматривает индивидуального подхода к пациенту. Примерно столько же врачей обеспокоены отсутствием диагностического оборудования, медикаментов и других ресурсов в своём медучреждении, – отмечают авторы исследования. – Например, не в каждой бюджетной поликлинике или больнице, особенно в регионах, есть магнитно-резонансные томографы. На этот серьёзный недостаток указали даже врачи из лечебных учреждений крупных городов». Однако на приводимые медиками аргументы в Минздраве последовательно заявляли: дескать, рекомендации – это не догма и даже не нормативный акт, а этакий всеобъемлющий справочник, «ориентир для врача при оказании медпомощи». «В итоге в Минздраве перехитрили сами себя и даже этого не поняли. Вписав клинические рекомендации в федеральный закон, они таким образом и сделали их нормативным актом», – рассуждает Александр Саверский.
Двойная бухгалтерия
В законе клинические рекомендации оказались прописанными вовсе не по чьему-либо недосмотру. Всё дело в том, что на них и стандарты медпомощи завязаны расчёты тарифов ОМС. «Как объясняют в Минздраве, стандарт представляет собой финансово-экономический документ, расчёты стоимости медпомощи – выжимку затратных составляющих из клинических рекомендаций», – поясняет Александр Саверский. А теперь, что называется, следите за руками. Как правило, большинство пациентов обращаются к врачу, имея несколько болезней. Например, человек может обратиться к терапевту с банальным ОРВИ, но при этом иметь проблемы с сердечно-сосудистой системой. Получается, что при лечении врач обязан будет руководствоваться клиническими рекомендациями по каждому из заболеваний. При этом необходимые назначения – будь то анализы, исследования или медикаменты – в клинических рекомендациях по разным болезням могут дублироваться. Понятно, что пациенту не будут делать дважды один и тот же анализ. Однако в больничной отчётности действия врачей могут сильно расходиться с реальностью. Причём всё это будет в чётком соответствии с клиническими рекомендациями. Нетрудно догадаться, что для таких ситуаций обязательность рекомендаций оказывается выгодной.
Но у этой медали есть и обратная сторона. Когда речь идёт о необходимости минимизации бюджета медучреждений, обязательность рекомендаций может оказаться очень некстати. «Эта практика «минимизации» существует давно, особенно это касается диагностики. Так или иначе надо учитывать финансовые реалии, соизмерять потребности с финансовыми и другими возможностями. Система к хитростям готова давно, и эту ситуацию [с рекомендациями] она проглотит уже по накатанной схеме», – отмечал медицинский адвокат «Адвокатского бюро Онегин групп» Алексей Николаев.
Потому в Минздраве, говоря о том, что клинические рекомендации «выступают ориентиром», ничуть не лукавят. Вот только этот ориентир ведомство Михаила Мурашко, похоже, повернуло в нужную для себя сторону.
Врачам прописывают «крепостное право»
Законодательная активность Минздрава грозит усугубить и без того катастрофический дефицит врачей. По данным официальной статистики, нехватка врачей сегодня составляет 23 297 человек, среднего медперсонала – 63 тысячи. При этом работающие медики всё чаще задумываются об увольнении – исследование AlphaRM показывает, что 20,5% врачей подумывали о смене профессии. Главными причинами нежелания работать врачом назывались низкая зарплата и высокая нагрузка. Потому в ближайшее время проблема кадров в отрасли скорее всего только усугубится.
Тем временем проходит общественное обсуждение законопроект, предполагающий введение обязательных отработок в госклиниках для всех выпускников медвузов, обучавшихся на бюджетных отделениях. При этом трудоустроиться и найти себе наставника выпускнику предстоит самому в течение года. Срок обязательной отработки составит три года. Если молодой медик от отработки откажется, придётся выплатить штраф, сумма которого в 3 раза превысит затраты государства на обучение специалиста. Эксперты подсчитали, что размер санкций может составить порядка 6 млн рублей.
Законодательную инициативу Минздрава уже раскритиковали и политики, и эксперты, отметив, что подобное «закручивание гаек» приведёт лишь к оттоку абитуриентов из медвузов. По мнению медиков, ещё одна опасность такого нововведения заключается в том, что для трудоустройства в госклиники в крупных городах придётся или искать блат, или давать взятку. Те же, кто не сможет попасть в престижные медцентры, окажутся в полной зависимости от своих работодателей. «То есть выпускник должен самостоятельно искать себе место работы, где ему смогут предоставить ещё и наставника. Никаких гарантий на трудоустройство в своём городе или на оплату переезда в другой регион молодому медику не предоставляется», – добавляет врач, кандидат медицинских наук Олег Беляков.
Кира Ремнёва