с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Не имеют права? Врач Карапетян объяснил, могут ли отказать в операции при ВИЧ и гепатите
16 Июня 2025 г.

Заражение хроническими инфекциями — это всегда тяжелое испытание. Но когда они опасны для окружающих, ситуация усложняется. Например, что делать при ВИЧ или гепатите, когда срочно нужна медицинская помощь? Вправе ли врачи пациенту в ней отказать?
 

Такие заболевания, как ВИЧ-инфекция и гепатиты В и С, у всех на слуху, а заразиться ими боятся как обычные люди, так и врачи. Срок жизни с наличием такой патологии без соответствующего лечения может сокращаться в разы, но является ли их наличие противопоказанием к проведению плановой операции? Об этом «Доктору Питеру» рассказывает пластический хирург профессор Георгий Карапетян.




 

Георгий Карапетян - Пластический хирург, врач-хирург высшей категории, доктор медицинских наук, профессор

Сначала — обследование

Когда идет речь о плановых хирургических вмешательствах независимо от профиля, будь то кардиохирургия, урология, травматология, гинекология или пластическая хирургия, то противопоказанием является не наличие или отсутствие инфекционного агента (вируса/бактерии), а их клиническое влияние на организм и возможные последствия. Именно с функциональными и органическими изменениями тканей связаны те или иные противопоказания к плановой операции.

Взять, к примеру, инфекционные заболевания печени (гепатиты). Наличие острого воспалительного процесса в ткани печени является абсолютным противопоказанием к проведению планового хирургического вмешательства. Оценить степень разрушения печени помогает соответствующее обследование пациента. Опираясь на биохимический анализ крови и инструментальные исследования (УЗИ) можно диагностировать нарушения работы печеночных клеток, что является жизнеугрожающим состоянием и требует соответствующего лечения.

Инфицированный — не значит больной

Если у человека обнаружены вирус иммунодефицита человека или антитела к вирусам гепатита В либо С, это еще не означает, что он болен! При отсутствии клинически и биохимически доказанных признаков повреждения клеток, тканей, органов и систем, человек может считаться не больным, а инфицированным или перенесшим заболевание. При обследовании такого пациента врач видит наличие антител и может с уверенностью утверждать, что организм встречался с вирусом, то есть на него есть иммунный ответ, но при этом отсутствуют изменения в лабораторных результатах анализов и ультразвуковом исследовании.

Итак, при наличии инфекционного агента и отсутствии клинических и биохимических критериев болезни можно говорить о том, что это либо стадия стойкой ремиссии, либо этот человек относится к категории выздоровевших, то есть условно здоровых. Это означает, что противопоказаний для операции нет.

Отказывают, потому что боятся

К сожалению, отказ от проведения операции при наличии ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита не редкость в медицинском мире. К сожалению, некоторые врачи позволяют себе отказывать в выполнении плановой операции лишь из-за наличия положительного результата на наличие антител гепатитов В и С в крови пациента. При этом пренебрегают тем, что отсутствуют клинические изменения, нет деструктивных изменений печени и других органов и систем, то есть человек клинически здоров и регулярно проходит обследование. Формулируя отказ, не мудрствуют лукаво: «Мы не оперируем таких пациентов».

Правомерно ли это? Большой вопрос. При отсутствии клинически значимых изменений, угрожающих жизни пациента, точно нет. Доктор не может отказать пациенту на основании его медицинской карты, он отказывает по личным соображениям, потому что им движет необоснованный страх.

Заражение реально

Далекие от медицины люди уверены, что при современном уровне здравоохранения медицинские работники не могут заразиться в операционной. Однако, несмотря на средства индивидуальной защиты, современные препараты, антисептики, дезинфектанты, риск остается высоким. Стоит напомнить, что врач работает с острыми и режущими предметами — скальпелем, иглами, ножницами и другими опасными инструментами, а значит, может легко повредить свои кожные покровы. Кроме того, заражение возможно и при непосредственном контакте крови со слизистыми, например в результате брызг в глаза. Именно по причине страха заразиться врачи позволяют себе отказывать инфицированным пациентам в проведении некоторых плановых операций.

Однако большая часть хирургического сообщества выполняет свой долг, для них наличие у пациента ВИЧ, гепатита и других инфекций не является поводом лишать человека шанса на получение медицинской помощи. ВИЧ-инфекция, вирусы гепатита В и С — это далеко не единственные патологии, пугающие своими тяжелыми последствиями. Есть огромное множество других инфекций, еще неизвестных ученым, но носителями которых люди являются уже сейчас и даже не догадываются об этом.

Например, в военно-полевых условиях у хирургов нет возможности для полного обследования пациента. Там никто даже не задумывается о том, инфицирован человек или нет. Врачи просто делают свою работу, поскольку обязаны спасти жизнь.

Конечно, например, у пластического хирурга такая задача не стоит. Люди не попадают к нему на стол по «скорой», а обращаются после долгих обдумываний. В любом случае врач не может отказать им по надуманной причине. Если же причина отказа объективная, то все решения принимаются только после тщательного обследования. Состояние здоровья пациента — главный критерий, на который опирается специалист.

Предупрежден — значит вооружен

Некоторые пациенты сетуют, что врачи, медсестры или другой медперсонал ведут себя так, как будто лечат прокаженного. Если речь идет об обязательном использовании на всех этапах средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, очки, халаты, фартуки и т. д.), то обижаться на это не стоит, ведь это элементарные и необходимые меры собственной безопасности.

Медицинский работник с любым пациентом должен работать в операционной, перевязочной, манипуляционной с использованием полного арсенала средств индивидуальной защиты, предпринимая все необходимые меры безопасности для собственной защиты. При необходимости во время операций используются специальные перчатки — более плотные, двойные, кольчужные. И сама техника работы в операционной подчиняется определенным требованиям безопасности. Цель — снизить риск возможного инфицирования.

Поэтому отказывать инфицированным пациентам без признаков и критериев заболевания, обращающимся за помощью к хирургу, оснований нет. Это по меньшей мере жестоко и противоречит всем существующим нормам — как моральным, так и правовым. Самое главное — это тщательное обследование и соблюдение правил безопасности. Если все проводится согласно существующим нормам, то врач остается под надежной защитой, а пациент получает желанный результат.

Елена Мишина
 


источник :  https://doctorpiter.ru