Разрушение доверия к официальной медицине в общественном сознании приведет к отказу от обращений к специалистам, большему числу случаев самолечения и обращениям к шарлатанам, заявила член СПЧ, президент благотворительного фонда «Справедливая помощь Доктора Лизы» Ольга Демичева. Она призвала журналистов отказаться от «демонизирующих врачей и дискредитирующих их труд» публикаций.
Член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ), президент Международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы» Ольга Демичева опубликовала манифест к российским журналистам с просьбой придерживаться кодекса профессиональной этики при подготовке материалов о врачебных ошибках, а не гнаться за сенсациями. Задача средств массовой информации — поддерживать уважение к врачам в гражданском обществе, вместо этого мы наблюдаем публикации, демонизирующие врачей. Такая политика в долгосрочной перспективе повлечет отказ от обращений к медицинским специалистам, самолечение, обращение к шарлатанам. В итоге люди будут терять здоровье и жизни из-за недоверия к врачам, заявила Демичева.
В обращении говорится, что материалы СМИ «нередко строятся на односторонних цитатах, без учета мнения медицинского сообщества и разработчиков реформы». Более того, «налицо попытка дискредитировать участников процесса реформации российского здравоохранения через обвинение их во внутрикорпоративном сговоре». Создается впечатление, что цель — не информировать, а запугать. Такой порочный журналистский подход откровенно вредит становлению России на правильный путь современной высокотехнологичной доказательной медицины.
Поводом для волны негатива, по мнению Демичевой, стали принятые в прошлом году поправки в Уголовный кодекс РФ о частичной декриминализации медицинской деятельности, в соответствии с которыми термин «медицинская услуга» заменен на «медицинскую помощь». Суть реформы — устранить правовую неопределенность, когда один и тот же случай могли одновременно квалифицировать и по ст.238, и по другим статьям УК РФ. Однако это вовсе не означает, что медработники получили какую-то особую «неприкосновенность», уверяет Демичева.
Никто не отменял для медработников уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ), тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст.118) и халатность (ст.293). «Более того, сохраняется гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Теперь следственным органам придется доказывать именно факт неосторожности или халатности, а не просто формальное «несоответствие требованиям». Это соответствует и мировой практике, где уголовное преследование врачей — крайняя мера, применяемая только при доказанной грубой халатности. Основные споры решаются через страховые выплаты и гражданские иски. Россия, следуя этой практике, делает важный шаг к цивилизованному регулированию медицинской деятельности», — уверена эксперт.
Отдаленные последствия таких публикаций могут быть крайне негативными. На фоне и без того сложной ситуации с кадрами в здравоохранении они усиливают напряжение между врачами и пациентами. «Молодые специалисты, видя такое отношение, задумываются о смене профессии. Опытные врачи начинают избегать сложных случаев, опасаясь необоснованных обвинений. В итоге страдают все — и пациенты, и медицинские работники», — подчеркнула Демичева.
Тем более, что реформа медицинского законодательства — только часть системных изменений в здравоохранении. Одновременно с этим совершенствуются клинические рекомендации, создаются независимые экспертные комиссии, уточняются критерии разграничения врачебной ошибки и халатности. Все это должно сделать систему здравоохранения более справедливой, эффективной и безопасной.
Президент Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс РФ о частичной декриминализации медицинской деятельности. В соответствии с ними ст.238 перестала применяться к медицинским и фармацевтическим работникам. Сенатор Андрей Клишас заявил, что в УК РФ осталось достаточно статей, по которым медработников можно привлечь к уголовной ответственности, поэтому пациентам не о чем беспокоиться.
В то же время опрошенные «МВ» юристы призвали не «впадать в эйфорию», отмечая, что поправка касается непосредственно врачей, выполняющих манипуляции. На руководителей — главврачей, начмедов, заведующих, начальников медподразделений — она не распространяется. К тому же есть риск, что подобного рода инициативы приведут к появлению самосудов пациентов. А на фоне «текущей повышенной нервозности масштаб может быть просто угрожающим». В ситуации, почему часть общества нововведением недовольна и даже просит вернуть все обратно, а суды в регионах трактуют поправки каждый по-своему, «МВ разбирался здесь.
Татьяна Бескаравайная
источник : https://medvestnik.ru