По «горячим следам» управляющим Центра медицинского права Пановым А.В. было подготовлено очередное обращение. Адресовано оно председателю Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ Лебедеву В.М. и содержит предложение по более детальному изучению проблем, связанных с процессуальным обжалованием решений учреждений медико-социальной экспертизы.
Председателю Научно-консультативного совета
Верховном Суде РФ
Лебедеву В.М.
Исх. № 222 от 10.12.12 г.
Уважаемый Вячеслав Михайлович!
22 ноября 2012 года на встрече Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева в Московском государственном гуманитарно-экономическом институте со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья и при проведении совещания по трудоустройству инвалидов студентами, а в последствии Председателем Правительства РФ поднимался вопрос непрозрачности работы государственной службы медико-социальной экспертизы, в том числе и в части субъективности критериев, при которых работники медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) признают граждан инвалидами, в связи с чем Д.А. Медведев дал поручение Министру труда и социальной защиты РФ Топилину М.А. подготовить соответствующие предложения по более объективной процедуре обжалования решений, выносимых учреждениями государственной службы МСЭ.
Действующее законодательство позволяет обжаловать решения учреждений МСЭ в судебном порядке, которое осуществляется в форме искового производства.
Установление обстоятельств по данным искам (обжалование решений МСЭ) требует специальных познаний, соответственно суды первой инстанции назначают проведение судебной медико-социальной экспертизы в абсолютном большинстве случаев в системе учреждений МСЭ, но лишь расположенных не по месту рассмотрения иска. По нашему мнению данные судебные экспертизы имеют устойчивую тенденцию отсутствия обоснований экспертных выводов, не позволяющую их проверить на базе общепринятых научных и практических данных.
Вместе с тем нормы процессуального права позволяют назначать проведение судебной экспертизы и конкретным специалистам, обладающим специальными познаниями (ст.79 ГПК РФ).
За период 2010 – 2012 годов экспертами Центра медицинского права (медико-страхового права) был проведен ряд судебных медико-социальных экспертиз по определениям судов первой инстанции, которые предоставляли заключения экспертов с установленными ими сведениями о фактах и суды принимали во внимание именно данные заключения, положив в основу решений, но суды второй инстанции отменяли вынесенные решения по жалобам ответчиков (учреждений МСЭ) главный довод которых сводился к тому, что только и только учреждения МСЭ имеют право проводить подобные экспертизы.
Именно данный довод, а не иные доводы (например, необоснованность экспертного вывода привлеченных судом экспертов) приводился в судебных постановлениях судов второй инстанции.
Между тем, судебные эксперты в рамках судебного процесса при даче заключения устанавливают сведения о фактах, имеющих значение для рассмотрения дела, а не решают задачи, вмененные действующим законодательством государственной службе МСЭ
На основании изложенного в рамках полномочий Научно-консультативный совета при ВС РФ предлагаю руководимому Вами Научно-консультативному совету изучить вопросы, возникающие в судебной деятельности при рассмотрении исков, связанных с обжалованием решений медико-социальной экспертизы и разработать соответствующие рекомендации, что несомненно будет способствовать соблюдению принципу состязательности гражданского судебного процесса.
Направляю в Ваш адрес для сведения копии обращений в адрес Председателя Правительства РФ и Министру труда и социальной защиты РФ Топилина М.А.
Приложение:
- копия обращения в адрес Председателя Правительства РФ (исх. 220 от 06.12.12);
- копия обращения в адрес и Министра труда и социальной защиты РФ Топилина М.А. (исх. 221 от 07.12.12)
Управляющий ООО «Центр медицинского права» А.В.Панов
источник : www.pravo-med.ru