Наши законодатели не оставляют без внимания ни одного значимого вопроса. Вот и Минздрав рассмотрит предложение депутата Госдумы Антона Ткачева: обязать врачей печатать рецепты на принтере. Как уверяет народный избранник, ему поступают от граждан жалобы на неразборчивый почерк врачей, из-за чего люди сталкиваются с задержками в лечении и отказами в аптеках. Забота о благе человека налицо, и все-таки хочется спросить: неужели такую техническую проблему нужно решать на столь высоком уровне? И есть ли в отечественном здравоохранении проблемы посерьезнее?
Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов»
— Согласно приказу 1903 от Минздрава, рецепты положено выписывать вручную. Может, потому что не во всех поликлиниках, особенно в глубинке, имеются компьютеры и принтеры, а также специалисты, освоившие эту технику? Прежде чем поднимать проблему рукописных рецептов на государственный уровень, неплохо бы законодателям отъехать от Москвы и побывать в тех медицинских заведениях, где лечится большая часть россиян. И да, есть проблемы посерьезнее — например, лекарственное обеспечение населения. Врач, выписывая препарат пациенту, не спрашивает его согласия на замену одного лекарства другим. В льготном сегменте государство закупает лекарства, которые пациенты, а порой и врачи впервые видят. В итоге больной вынужден покупать без рецепта за свои деньги препараты, к которым привык. А государство тратит деньги на лекарства невостребованные. Почему бы депутатам не заняться такими вопросами?
Станислав Купцов, писатель
— Медицину не обходят стороной реалии XXI века. Недавно читал новость, что в МАИ создали виртуальных помощников хирургов. Они способны анализировать электронные медицинские карты, результаты МРТ, лабораторные анализы и разрабатывать план для операции. Так что предложение депутата Ткачева на таком фоне не выглядит очень уж дерзким. Другое дело: в медицине, как и всюду в нашей жизни, существуют витрина и изнанка, точнее, реальная сторона. И в той реальности не все видели компьютер вживую.
Ольга Герасимова, педагог, сейчас на пенсии
— Да не в почерке дело! Я уже 20 лет пользуюсь одними и теми же препаратами, и каждый поход в аптеку связан со стрессом: лекарства дорожают на глазах. Могу сказать, что за три года необходимый мне набор таблеток вырос в цене более чем вдвое. Притом что доктор очень не советует пользоваться «дешевыми аналогами». А вы мне про неразборчивый почерк...
Владимир Павловский, экономист
— К сожалению, состояние здоровья вынуждает меня регулярно посещать врачей и аптеки. За четыре года проживания в Хайфе я ни разу не видел рецепта для лекарств, написанного от руки. Вся информация о визите к врачу заносится на мою электронную карту, похожую на банковскую. Когда прихожу в аптеку, провизор или продавец считывает с этой карты название лекарства, которое мне выписал врач, и выдает его мне. Странно, что подобные технические вопросы в России приходится решать на уровне Госдумы.
Андрей Коновал, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения
— В больницах и поликлиниках врачи недостаточно обеспечены расходными материалами. Иногда даже клей, скрепки, бумагу вынуждены покупать за свои деньги. А почерк врачей — проблема давняя. Конечно, лучше, чтобы рецепты печатались. Но далеко не везде у нас это возможно. Компьютерную систему только внедряют, причем медики жалуются на качество программ: неудобны, часто виснут. Это приводит к задержке в приеме пациентов, который у нас действует как конвейер. На каждого пациента отпущено 13-15 минут, а если врач работает за двоих, то и вовсе цейтнот. А зачастую врачей заставляют заполнять медицинскую карту в компьютерном виде, а потом дублировать в бумажном. А в Госдуме надо заниматься такими проблемами, как общее недофинансирование медицины, где остро не хватает денег на медикаменты, на зарплаты персоналу и на многое еще.