с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Предъявлен иск об отмене летнего времени
21 Декабря 2012 г.

В Верховный Суд Российской Федерации

 

Заявление о признании недействующим нормативного правового акта полностью

 

05.09.2011 в "Собрании законодательства РФ",  N 36, ст. 5155 и 06.09.2011 в "Российской газете", N 197, опубликовано Постановление Правительства РФ "О составе территорий, образующих каждую часовую зону, и порядке исчисления времени в часовых зонах, а также о признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации", которое было принято Правительством РФ 31.08.2011 г. под № 725.
Данное Постановление и его действие противоречат целому ряду законов и международных норм права и подлежит отмене.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится исчисление времени
Согласно ст. 5 ФЗ РФ от 03.06.2011. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" на территории Российской Федерации устанавливаются часовые зоны, границы которых формируются с учетом границ субъектов Российской Федерации. Состав территорий, образующих каждую часовую зону, и порядок исчисления времени в часовых зонах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 названной статьи решение о переводе территории (части территории) субъекта Российской Федерации из одной часовой зоны в другую часовую зону принимается Правительством Российской Федерации на основании совместного предложения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно ч. 3 той же статьи московское время служит исходным временем при исчислении местного времени.
Согласно п. 9) ст. 2 названного закона московское время - время часовой зоны, в которой расположена столица Российской Федерации - город Москва.
В соответствии с данным Законом принято Постановление Правительства РФ от 31.08.2011 N 725 "О составе территорий, образующих каждую часовую зону, и порядке исчисления времени в часовых зонах, а также о признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации", частью 1 которого установлено, что московское время исчисляется в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU) плюс 4 часа. Сезонный перевод часов не осуществляется, счет часов и минут в течение календарного дня не изменяется.
После вступления в силу указанного Постановления Правительства РФ на территории Российской Федерации остался «летний», сезонный формат исчисления времени, при котором к фактически сохраняющемуся «декретному» часу прибавился еще один. Кроме того, были установлены 9 часовых зон вместо ранее действовавших 11 часовых поясов в системе всемирного координированного времени UTC.
В результате сокращения часовых поясов (теперь – «часовые зоны») и сохранения летнего перевода часов вперед, сформировалась региональная хронометрическая дезинтеграция, при которой в 22 субъектах Российской Федерации административное время стало опережать поясное на 2 часа, в 54 – на 1 час. И только 7 субъектов Российской Федерации остались в своем поясном времени. Положение усугубляется тем, что разница административного («зонального») времени стала составлять 2 часа на границах многих субъектов (Татарстан и Башкортостан, Самарская и Оренбургская области, Республика Марий-Эл и Пермский край, Красноярский край и Республика Саха (Якутия), др.). Растянутая по долготе на 86 градусов (5,7 часовых пояса) территория от Якутии до Чукотки оказалась в одной часовой зоне.
Между тем, часть 1  данного Постановления (московское время исчисляется в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU) плюс 4 часа) подлежит отмене по нижеуказанным основаниям. Поскольку же остальная часть Постановления в части установления часовых зон непосредственно связана с этим пунктом, то Постановление подлежит отмене полностью по следующим причинам:

1. В силу причинения его действием вреда здоровью граждан

Согласно п. 1 с) ч.2 ст. 12 Международного пакта экономических социальных и культурных прав (МПЭСКП) участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Также и согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Во время принятия обжалуемого Постановления Правительства РФ действовали Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", согласно ст. 17 которых граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Согласно ст. 18 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.
Действия, нарушающие право на наивысший достижимый уровень здоровья и право на благоприятные (не причиняющие вреда) условия, следует признавать противоправными и требующими прекращения.
Действие Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 г. № 725 причиняет вред здоровью и даже жизни граждан.
Так, на сайте фракции партии «Единая Россия» в Государственной Думе РФ размещен «Мониторинг СМИ 24-25 января 2011 г.»1, где имеется статья «Страна вечной зимы» (Российская газета,  № 12, 24  января  2011, C. 10). В ней среди прочего сказано:
«Отмена перехода на летнее время стала темой дискуссии политических клубов партии "Единая Россия". Хотя дискуссии как таковой не было - все выступающие высказывались категорически за отмену игр со временем. Учитывая пожелания главы государства, высказанные в послании Федеральному Собранию, "единороссы" решили заняться этим вопросом вплотную - в минувшую пятницу прошла встреча трех партийных клубов, на которую кроме представителей партии большинства пригласили экспертов в области хронобиологии, экономики и промышленности.
"Людей лишают самой полезной фазы сна - 1,5-2 часа перед пробуждением, - рассказал первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. - Ранним подъемом эта фаза губится". Он рассказал, что в 42 регионах провели исследования, которые выявили четкую закономерность: в первый день после перевода стрелок каждый пятый опаздывает на работу, поезд или самолет. Профессор ММА им. Сеченова, председатель проблемной комиссии хронобиологии и хрономедицины Семен Рапопорт привел устрашающие факты: нарушение естественного биологического ритма, определяемого солнцем, в три раза увеличивает количество раковых заболеваний, уже не говоря об обострениях хронических и психических патологий. Евгений Маевский из института теоретической и экспериментальной биофизики проиллюстрировал пагубные последствия перевода часов своим клиническим опытом: "Мы работаем на крысах - им не объяснишь, что теперь работаем с утра. Даже если мы начинаем эксперимент не в 16.00, а в 14.00, то на беговой дорожке они бегут 20 минут. Потом никакими стимулами - ни пищевыми, ни электрическими - нельзя заставить их бежать дальше, - рассказал ученый. - А вот если начать на 2 часа позже, бегут веселые, глаза яркие - в шесть раз повышается работоспособность". Юрий Крестинский из института общественного здоровья подвел жирную черту под научным обоснованием отмены летнего времени: он рассказал о европейском исследовании, которое проводилось в минувшем 2010 году. Испанцы проанализировали динамику рождаемости и обнаружили две "ямы" на отметке 9 месяцев после перевода часов - то есть репродуктивные способности в результате смены времени ощутимо снижаются».
Уже из этих данных видно, что искусственное нарушение биологических ритмов причиняет вред здоровью людей и животных, однако уже 02.02.2012. (через 9 дней после этих круглых столов, основанных на пожеланиях главы государства) Президент РФ Медведев Д.А. объявил2 о сохранении летнего времени, что прямо противоречило приведенным мнениям, и не было мотивировано научными данными о пользе такого перевода.
В сентябре 2012 года в Государственную Думу РФ был внесен проект закона по изменению исчисления времени. Однако он был отозван в связи с тем, что урегулирование данного не требует вмешательства Государственной Думы РФ, а может быть решено изменением Постановления  Правительства РФ. Тем не менее, 27.09.2012. Комитетом по охране здоровья ГД РФ были проведены Парламентские слушания, и в Рекомендациях, принятых по их итогам сказано3:
«Зависимость биологических процессов от моментов восхода и захода Солнца давно доказана исследованиями российских и зарубежных ученых. Главным фактором, регулирующим биологические ритмы жизнедеятельности живых организмов и человека, в том числе, является суточное вращение планеты. Первостепенное значение для синхронизации этих ритмов организма имеют циклы: свет-темнота, день-ночь, благодаря которым суточные биологические режимы распределяются по периодам сна и бодрствования. Чередование суточных циклов на молекулярном и генетическом уровне в зависимости от движения Солнца подтверждено исследованиями ученых-биологов, генетиков. В экспериментах доказано, что нарушение световых ритмов вызывает комплекс патологических состояний («десинхронозов») и сокращает жизнь живых организмов.
В настоящее время во многих регионах России суточный счет времени не совпадает с естественным ритмом смены дня и ночи, что оказывает вредное влияние на здоровье граждан, в первую очередь на развивающийся организм детей и подростков, больных, пожилых людей. Несоответствие искусственного социального суточного ритма естественному требует больших компенсаторных затрат органов и систем человека на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности, особенно со стороны центральной нервной системы.
Важнейшим для обеспечения восстановительных процессов в организме человека считается сон в период перед восходом Солнца. Насильственное пробуждение до восхода Солнца из-за опережения естественного хода времени вызывает прерывание физиологически нормального сна, разрушает нервную и иммунную системы организма и оказывает негативное влияние в перспективном плане на здоровье человека. Сокращение нормальной продолжительности сна, распределенной по физиологически оптимальному периоду суточного цикла вызывает хроническое недосыпание, приводит к хронической усталости, возникновению болезней, наступлению преждевременной инвалидности и преждевременной смертности.
Выборочные исследования в периоды «осень-зима» 2011 и 2012 годов свидетельствуют об ухудшении здоровья у жителей регионов, где установленное зональное время опережает поясное. Так, в г. Новосибирске получены данные об увеличении вызовов «скорой помощи» к больным с инфарктами и инсультами в первые пять суток после осеннего перевода стрелок вперед в 2011 году по сравнению с предшествующей этому пятидневкой на 11,7%, росте суицидов на 66%. В третью пятидневку после перевода стрелок на «двойное» летнее время число вызовов по поводу несчастных случаев было на 19,2% больше, чем в течение пяти суток до этого события. За 15 дней после перевода стрелок в Новосибирске произошло на 41% больше ДТП, в которых пострадали люди, чем за тот же срок до введения двухчасового опережения поясного времени весной 2011 г.
Комитетом по охране здоровья изучены и другие проблемы медицинского характера, связанные с рассогласованностью переведенного вперед счета времени с биологическим ритмом человека, привязанным к поясному времени. Рассмотрены доказательства искажений рекомендаций медицинских работников в свете таких дисциплин, как биоритмология и хрономедицина, регулирующих оптимальное время приёма препаратов, процедур и анализов, в результате чего снижается эффективность лечения и замедляется процесс восстановления здоровья».
Нами приведены мнения экспертов, дошедшие до органов власти и даже вошедшие в документы Государственной Думы РФ и ведущей политической партии страны. При этом нет ни одного источника, опровергающего данные, свидетельствующие о вреде здоровью в связи с переводом часов вообще, и, в особенности, на летнее время и его сохранении. Но есть множество других, дополняющих их, поскольку, например, в Парламентских слушаниях принимали участие:
Герасименко Николай Федорович — доктор медицинских наук, Первый заместитель Председателя комитета по охране здоровья ГД РФ;
Дорохов Владимир Борисович — доктор биологических наук, заведующий Лабораторией Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН;
Ковальзон Владимир Матвеевич (Москва), Председатель общества сомнологов,  профессор, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН;
Хаснулин Вячеслав Иванович (Новосибирск), руководитель лаборатории механизмов дезадаптации ГУ НЦКЭМ СО РАМН – Научный центр клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, профессор, доктор медицинских наук;
и другие, не менее видные ученые и деятели.
Общее мнение было единым — летнее время должно быть отменено.
Все они могут быть опрошены судом в качестве специалистов или даже экспертов.
Среди выступающих была и учительница начальных классов Ольга Анатольевна Дмитриева, которая сообщила следующее:
«...в Санитарных правилах и нормах по школьному образованию прописано: «Учебные занятия следует начинать не ранее 8:00 часов. Проведение нулевых уроков не допускается (СанПиН 2.4.2.2821-10, пункт 10.4). А у нас по факту теперь все первые уроки — нулевые! Где логика? Часы врут, но это не меняет сути.
Никогда раньше в истории России дети не начинали учиться с 7:00 или раньше.
О чем говорят школьные учителя?
Эффективность первых уроков – ноль! На первых уроках дети спят. Не усваивают материал. Успеваемость снижается. Педагоги отмечают потерю интереса к учебе, а также изменение в поведении детей: от депрессии до немотивированной агрессии.
В старших классах отмечено увеличение количества прогулов первых уроков в течение 2 – 3-х четвертей. Так детский организм сам себя защищает от хронического недосыпа.
В младших классах дети не прогуливают, они просто не могут этого делать, их в школу приводят родители. Очень многих приводят так же рано, как и в детский сад. Около 7:00 в школе уже есть первые малыши.
Ещё закрыты гардеробные, и они спят на диванчиках в холлах школ на своей одежде.
Самые маленькие в этой ситуации оказались в самом трудном положении.
А как проводили учителя первые уроки в начальной школе!
Самые значимые предметы (обучение грамоте, математику, русский язык) в первый урок было ставить неэффективно. Бесполезно!
В январе-феврале (особенно тяжкие месяцы) старались сдвоить классы и провести физкультуру, ритмику или музыку, чтобы хоть как-то взбодрить детей. Но учителя этих дисциплин не должны работать со сдвоенным классом, поэтому это не является выходом.
Проявилась и еще одна проблема. Родители стали жаловаться, что дети перед школой отказываются завтракать. Они просто не в состоянии поесть сверхранним утром, организм не принимает.
Дети идут в школу голодные. Учителя просят родителей: заставьте хотя бы чашку теплого молока выпить.
Младших школьников в школе в 10:00 кормят. А старшеклассники предоставлены сами себе и могут позавтракать только в 11:00, после 3-го урока.
 В общем, с детским режимом полный маразм! В Москве зимой светало в 10:00, дети 2 полных урока учились до наступления рассвета, в СПб - рассвет был в 11:00, 3 полных урока учебы - до рассвета. Ну и соответственно, в других регионах примерно так же.
Педагоги не поддерживают установление летнего времени в качестве круглогодичного. Об этом писали многие еще год назад, а прошедшая зима особенно отчетливо показала «в яви», насколько летнее время, опережающее природное, нефизилогично для детского организма.
Хотя… Почему только для детского? Для взрослого также. Учителя за прошедший учебный год выжаты, как лимон»4.

Единственное иное мнение было высказано кандидатом географических наук Паниным А.В., которое основывалось на увеличении светлого промежутка человеческой активности при «летнем времени», однако это мнение базируется на том, что важнее увеличение светлого времени вечером, а не утром. Мнение географа, не имеющего специальных познаний в сфере охраны здоровья и не приведшего результатов наблюдений даже за собственным здоровьем, не говоря о научных исследованиях, не могут быть приняты во внимание судом с токи зрения оснований данного иска.
Итак, налицо факт нарушения права на охрану здоровья и права на высший достижимый уровень здоровья.
 
2. В силу нарушения Постановлением конституционного права на жизнь. Как показано выше, введение Постановления стало непосредственной причиной увеличения числа ДТП, суицидов и несчастных случаев, то есть привело к прямому нарушению права граждан на жизнь. И, хотя оценка соответствия нормативно-правовых актов Конституции РФ является прерогативой Конституционного Суда РФ, решение любого суда, тем более Верховного Суда РФ, должно быть основано на Конституции РФ поскольку она является законом прямого действия.

3. В силу нарушения конституционного запрета на проведение опытов на людях.
Если не признавать имеющиеся данные о причинении вреда здоровью людей переводом часов, у Правительства РФ не было права принимать постановление о таком переводе, поскольку последствия такого перевода на здоровье людей не известны.
Между тем, согласно ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Очевидно, что в Конституции РФ понятие «опыт» применено в смысле слова «эксперимент». Ни в одной стране мира нет отклонений от поясного времени на два часа, а значит нет сведений о пользе такого перехода, но предполагать наличие вреда для здоровья людей Правительство РФ было обязано.
Таким образом, принимая Постановление без соответствующих исследований, Правительство РФ поставило опыт на гражданах без их согласия во многих регионах, чем нарушило конституционное право граждан на добровольное участие в экспериментах.

4. В силу нарушения процедуры принятия Постановления, установленной законом. Согласно ч.2 ст. 5 ФЗ РФ от 03.06.2011. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" решение о переводе территории (части территории) субъекта Российской Федерации из одной часовой зоны в другую часовую зону принимается Правительством Российской Федерации на основании совместного предложения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
К моменту принятия ФЗ РФ от 03.06.2011. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" и Постановления Правительства РФ от 31.08.2011 N 725 в РФ действовало Постановление Совета Республики ВС РСФСР от 23.10.1991 N 1790-1 "Об упорядочении исчисления времени на территории РСФСР" согласно которому было восстановлено декретное время - система исчисления времени «поясное время плюс один час». Согласно этому Постановлению «московским временем» считалось UTC+3 (UTC - Всемирное координированное время).
В ч. 1 Постановления Правительства РФ от 31.08.2011 N 725 "О составе территорий, образующих каждую часовую зону, и порядке исчисления времени в часовых зонах, а также о признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации" установлено, что московское время исчисляется в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU) плюс 4 часа (то есть UTC+4).
Таким образом, данное Постановление перевело, как минимум, Москву (московское время), а вместе с ней и десятки других регионов, в иной часовой пояс (часовую зону), нежели было до принятия постановления.
Несмотря на то, что частью 1 ст. 5 ФЗ РФ от 03.06.2011. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" право устанавливать часовые зоны дано Правительству РФ, право их изменять согласно ч.2 ст. 5 обусловлено наличием предложений от субъектов РФ.
Тогда согласно закону перевод территории из одной часовой зоны в другую должен был сопровождаться совместными предложениями законодательного органа власти и высшего должностного лица субъекта РФ, включая Москву и иные территории, где производилось изменение часовых поясов (зон).
Однако нет никаких данных, что принятие Постановления  Правительства РФ от 31.08.2011 N 725 сопровождалось таким согласованием.
Тогда Правительство РФ, в ходе установления часовых зон превысило свои полномочия, изменив часовые зоны без согласования с властями регионов РФ.
Следует иметь в виду, что в 2003 году 67 регионов России обратились в Государственную Думу РФ с предложением отменить переход именно на летнее время56. Но обжалуемое Постановление Правительства не только в очередной раз перевело время на летнее, но и сохранило его навсегда, что противоречит указанным пожеланиям регионов и смыслу закона.

5. В силу нарушения конституционного права на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией. Согласно ст. 3 названного закона деятельность органов государственной власти базируется, в частности, на следующих принципах: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Естественной экологической системой для каждого человека является, как растения, животные, так и само общество, а в обществе ритм жизни определяется в значительной степени и властью, в данном случае, Правительством РФ. Изменение времени активности общества заставляет каждого человека подчиняться ему, что, как показано выше, в данном случае не является благоприятной окружающей средой.
Изменение естественного хода времени нарушает единство взаимодействия, как минимум, живых элементов, что нарушает   права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Право на охрану окружающей среды является частью права на охрану здоровья, как это показано в п. 1 настоящего заявления. И нарушение первого влечет за собой нарушение второго.

6. В силу нарушения им права на отдых. Согласно ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых, а согласно ст. 31 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право ребенка на отдых.
Основной отдых обеспечивается сном в ночное время, что является общим знанием и не требует доказательств.
В результате действия обжалуемого Постановления Правительства восход Солнца зимой в Москве происходит с 9:37 (01.12., а 21.12. восход в 09:57) до 08:19 (01.03.) То есть весь зимний период, чтобы к 08:30 быть за партой, ребенок должен встать в 07:30, то есть почти за час (49 мин), а то и за два с лишним часа (2 ч. 27 мин.) до восхода Солнца.
Преждевременное прерывание сна в ночные часы приводит к недосыпу, риску развития множества заболеваний, включая снижение иммунитета. Очевидно, что чем больше недосыпание, тем больше указанные риски. Право детей и взрослых на отдых в этой ситуации нарушается.

Обобщает все сказанное цитата из уже приведенных Рекомендаций  Круглого стола, состоявшегося в ГД РФ:
«Представляется обоснованной необходимость возврата к исчислению времени, приближенному к поясным значениям времени в системе всемирного координированного времени в каждом субъекте Российской Федерации. Это позволит:
исключить негативное влияние на здоровье хронического недосыпания в утренние часы, обусловленного несоответствием действующей системы исчисления времени естественным биоритмам человека, снизить заболеваемость в результате восстановления физиологического здорового режима труда и отдыха;
обеспечить нормальное развитие детей и подростков,
уменьшить аварийность и травматизм из-за «человеческого фактора» уставших и невыспавшихся людей;
уменьшить показатели преждевременной смертности граждан России, увеличить продолжительность жизни людей за счет сокращения опережения поясного времени.
снизить затраты государства на лечение граждан и самих граждан на лечение и лекарства;
увеличить производительность труда, качество учебы и образования за счёт повышения работоспособности людей».

В приложении к «Независимой газете», опубликованном 20.11.2012.7, напечатано  имеется подборка из 22 статей-экспертных мнений по данному вопросу.
10.12.2012. было опубликовано обращение8 Председателя Комитета по охране здоровья ГД РФ Калашникова С.В. к Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А. С просьбой об отмене летнего времени, где приведены дополнительные цифры и данные о вреде летнего времени.
 На основании изложенного и ст. 46 Конституции РФ, ст. 12, 13 ГК РФ, с учетом п.п. 2) ч.1 ст. 27, 251, 253 ГПК РФ

ПРОШУ:

1. Признать Постановление Правительства РФ от 31.08.2011 N 725 "О составе территорий, образующих каждую часовую зону, и порядке исчисления времени в часовых зонах, а также о признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации" противоречащим законам и международным нормам права;
2. Признать указанное Постановление не действующим с отсрочкой исполнения решения согласно ст. 203 ГПК РФ на 21 день после принятия решения судом согласно п.1 Заявления, и восстановить положение, существовавшее до нарушения права, а именно восстановить действие Постановления Совета Республики ВС РСФСР от 23.10.1991 N 1790-1 "Об упорядочении исчисления времени на территории РСФСР".

Приложения:
1. Постановление Правительства РФ "О составе территорий, образующих каждую часовую зону, и порядке исчисления времени в часовых зонах, а также о признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации" (Российская газета от 06.09.2011.)
2. Копия заявления для заинтересованного лица.
3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

 

Заявители:

Саверский А.В.  ______________________________
Власов В.В.       ______________________________
Власов Я.В.       ______________________________

 


 

вернуться в раздел новостей