Минздрав нашел способ решить проблему дефицита врачей в России: бесплатного медицинского образования в стране больше не будет, всех студентов бюджетников отправят работать по распределению. Но поможет ли такой способ повысить качество медицины?
Уже в следующем году у желающих стать врачами и фармацевтами практически не останется выбора: либо идти на платное отделение и после выпуска получить полную свободу трудоустройства, либо на бюджет и потом три года работать в медучреждении, входящем в систему ОМС.
Варианта поступить на бюджет за счет своих талантов и потом самостоятельно распоряжаться своей судьбой не остается.
А если уклоняешься от обязательной отработки — оплачивай и само обучение и еще штраф в двукратном размере от всей стоимости. Комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ уже одобрила эту разработку Минздрава. В случае принятия этот закон начнет действовать с 1 марта 2026 года.
Зачем врачей отправляют на отработку?
Отечественное здравоохранение хронически больно дефицитом врачей и медперсонала всех категорий. Обострение заболевания пришлось на период руководства Михаилом Мурашко. Он считает, что необходимо увеличить численность специалистов почти на 70 тыс. человек, а среднего медперсонала — примерно на 65 тыс. человек. Так получится вернуть обеспеченность врачами хотя бы на уровень 2019 года.
Но не забывайте, что врачи работают не вечно: кто-то увольняется в поисках лучшей жизни, кто-то уходит на пенсию. Поэтому, по оценке министра труда и соцзащиты Антона Котякова, за 2025–2029 годы необходимо привлечь 496 тыс. медицинских работников, из них 276 тыс. врачей. То есть каждый год в государственную систему здравоохранения должны приходить 55,2 тыс. специалистов.
В нынешних условиях это фантастика, причем даже ненаучная. По данным главы Минобрнауки Виталия Фалькова, в 2025 году во всех вузах страны имеется только 34 433 бюджетных места. Конечно, есть еще платники, то они могут спокойно пойти работать или в частные клиники, или вообще в иную сферу. Теперь каждый выпускник на счету.
Как будет проходить распределение врачей?
Если верить законопроекту, то выпускник в течение одного года после окончания обучения обязан устроиться на работу в государственную больницу, поликлинику и т. д. При этом новые обязанности не отменяют целевое обучение, когда студент при поступлении в вуз заключает договор с конкретным медучреждением и потом идет туда работать. Простые бюджетники должны будут самостоятельно искать себе работу.
Но вряд ли талантливая молодежь променяет перспективы карьерного роста в ведущих медучреждениях с современным оборудованием и хорошими специалистами на прозябание в сельской больнице. А значит повышенный спрос на трудоустройство в хорошем месте создаст почву для коррупционных схем — отмечает Президент «Лиги пациентов» Александр Саверский.
— Интерес молодых врачей — оказаться поближе к Москве и другим крупным городам. Но это зависит от квот, поэтому далеко не везде будет совпадение интересов. Для этого все и делается. Здесь могут быть и подковерная борьба, и элементы коррупции.
Зато наверняка всегда найдутся вакансии в регионах с наименьшей обеспеченностью врачами. Сервис по подбору работы hh.ru сообщает, что в Еврейской АО на одного соискателя приходится десять вакансий в медучреждениях.
Также острый дефицит желающих устроиться на работу замечен в Магаданской области и Камчатском крае (на десять вакансий четыре кандидата), Хабаровском крае (пять кандидатов на десять вакансий), Чукотском АО и Бурятии (восемь кандидатов на десять вакансий), Приморском крае и Амурской области по девять кандидатов на десять вакансий.
Что ждет врачей в регионах и почему они не хотят там работать
Не желаете всеми правдами и неправдами добиваться трудоустройства в мегаполисах — добро пожаловать в дальневосточную глубинку на три года. Одна из причин нежелания молодых специалистов — низкие зарплаты. По оценке портала «ГородРабот.ру» в Еврейской АО врачи получают в среднем 86 513 рублей. Но учтите, что там каждый специалист берет в среднем по 1,7 ставки — это максимальное значение по стране. Оказывать качественную помощь в таких условиях просто невозможно — считает эксперт в области общественного здравоохранения Николай Прохоренко.
— Переработки — это вред и в моменте оказания медпомощи, это вред тактический (выгорание и потеря интереса), и это вред стратегический — мы обрекаем систему здравоохранения на полуавральную работу в режиме мощнейшего износа.
Работающие медики отмечают, что даже в областной больнице зарплата медсестры с надбавкой за вредность может быть меньше 20 тыс. рублей в месяц, а с сотрудников скорой медицинской помощи срезают надбавки. И за эти деньги приходится не только лечить людей в бешеном темпе и нести большую ответственность за свои действия, но и заниматься бюрократическими проволочками.
По плану чиновников 30–35% рабочего времени должно уходить на заполнение бумаг. А ведь еще надо проходить аттестации — совершенно бессмысленные по мнению практикующих врачей.
Что выбрать: бюджет или платное обучение?
Перспектива у бюджетников вырисовывается незавидная. Единственный выход из этой ситуации — сразу идти на платное обучение. Но есть нюанс: образование в ведущих медвузах доступно только очень состоятельным людям.
Вариант — взять льготный кредит на образование с господдержкой. Ставка по такому кредиту — 3%, в период обучения выплачиваются только проценты, а сам заем погашается в течение 15 лет.
Если взять кредит на 7 млн рублей для обучения в Сеченовском, то в первый год ежемесячные выплаты составят 872 рубля, во второй год обучения — 3062 рубля, в последующие годы обучения плюс девять месяцев после — по 10 439 рублей. А вот потом каждый месяц придется отдавать банку по 48 564 рубля. Это большие деньги для молодого специалиста даже при трудоустройстве в частную клинику.
А платное обучение в региональных вузах может быть выгодным. «НИ» недавно выяснили, что в ближайших к Москве областях год обучения стоит порядка 250 тыс. рублей.
В этом случае в первый год платежи составят 188 рублей в месяц, во второй год — 656 рублей, до конца обучения плюс девять месяцев — по 2237 рублей. После завершения обучения придется платить по 10 407 рублей в месяц. Разница в зарплатах между частными и государственными учреждениями может с лихвой покрыть эти суммы.
В итоге закон об обязательном трудоустройстве бюджетников может отпугнуть абитуриентов от обучения за счет государства — проблема дефицита врачей так и останется актуальной. Для учеников это дополнительная финансовая нагрузка и риск банкротства в случае проблем с трудоустройством. А в выигрыше останутся только банки, которые увеличат объем выдачи образовательных кредитов.
Мария Соколова