с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Меняется обслуживание льготных рецептов, усилена защита прав пациентов: пять главных нововведений в здравоохранении с 1 сентября
01 Сентября 2025 г.

«Вместо врачей с 1 сентября нас будут лечить фельдшеры и медсестры», «медики на каждом шагу станут выписывать БАДы» - такие обсуждения бурно идут в соцсетях. Что изменяется на самом деле и как новшества отразятся на нашем здоровье? В этом разбирался KP.RU вместе с сопредседателем Всероссийского союза пациентов (ВСП) Юрием Жулевым.
 

1. Часть работы врачей передадут среднему медперсоналу.

Качество медпомощи упадет, переживают пациенты. Теперь к доктору вообще не попадешь - все больше будут принимать фельдшеры и медсестры.

- Мы не прогнозируем ухудшения качества медпомощи, - говорит Юрий Жулев. - Одна из серьезнейших проблем нашего здравоохранения – кадровый голод. Врачей объективно не хватает. В связи с этим администрации медицинской организации (поликлиники, больницы) дается право некоторые функции врача возложить на средний медперсонал. А именно - на фельдшеров и акушеров.

Однако речь не идет о том, что теперь они массово займутся постановкой первичных диагнозов и выработкой тактики лечения, подчеркивает эксперт.

- На средний медперсонал могут быть возложены задачи в рамках рутинного наблюдения за пациентом (то есть уже после постановки диагноза. - Ред.). Это проведение осмотров, снятие ЭКГ. Также фельдшер по решению администрации поликлиники сможет заниматься выпиской сильнодействующих лекарств. Такие препараты нередко нужны людям с сильной болью, онкопациентам. Из-за нехватки врачей ждать приема долго, а теперь получить рецепты на необходимые обезболивающие и другие лекарства станет проще, - отмечает Юрий Жулев.

Кстати, не стоит думать, что часть функций врачей перейдет фельдшерам автоматически. В каждой поликлинике и больнице этот вопрос будет индивидуально решаться руководством – в зависимости от кадровой ситуации, контингента пациентов, профиля медорганизации. «И в любом случае главврач по-прежнему будет нести ответственность за качество медпомощи пациентам. А также сохраняется система контроля качества диагностики и лечения – этого никто не отменял», - напоминает сопредседатель ВСП.

2. Медикам разрешили выписывать БАДы.

Это пищевые добавки, которые не имеют лечебного действия. В отличие от лекарств для БАДов не проводятся клинические исследования, проверяющие эффективность. «Но ни для кого не секрет, что врачи давно назначают БАДы в массовом порядке», - разводит руками Юрий Жулев.

Лучше хоть как-то регулировать это распространенное явление, чем закрывать на него глаза, считает эксперт. В конце концов доктора ведь дают рекомендации по здоровому питанию, физнагрузкам и т.п. Главное, чтобы пищевым добавкам не приписывали несуществующие эффекты.

- В законодательстве упоминается перечень БАДов, из которого врачи смогут назначать такие средства. Предполагается, что в списке будут добавки, соответствующие требованиям безопасности и определенным критериям качества, - поясняет эксперт.

Пока такого перечня нет. И в целом у специалистов немало вопросов к тому, как все будет реализовано на практике. «Важно, чтобы не было коммерциализации назначений БАДов. А риски этого, увы, огромны», - признает сопредседатель Всероссийского союза пациентов. Иными словами, есть опасения, что врачи будут выписывать добавки не из соображений пользы для пациентов (как ее определять без клинических исследований - тоже большой вопрос). А благодаря активной деятельности коммерческих представителей производителей БАДов.

Но в любом случае лучше ввести выписку добавок в правовое поле и в дальнейшем совершенствовать систему контроля, резюмирует Жулев.

3. Меняются правила отпуска льготных лекарств.

- До сих пор бывало так: пациент пришел с льготным рецептом, в аптеке лекарства нет. И человека могли развернуть на все четыре стороны, - описывает сопредседатель ВСП. - С 1 сентября аптека обязана будет вести специальный журнал. В нем фиксируется предъявленный рецепт и факт отсутствия нужного лекарства. На самом рецепте ставится штампик с датой, когда он принят к отсроченному обслуживанию. На аптеку возлагается обязанность сообщить пациенту о поступлении лекарства.

Вводятся жесткие сроки:

- при отсутствии препарата в день обращения лекарство должно быть предоставлено не позднее 10 рабочих дней;

- если на рецепте отметка «cito» (срочно) - не позднее 3 рабочих дней;

- если требуется проведение закупки льготного лекарства для его передачи в аптеку, то препарат должны выдать пациенту в срок не более 30 рабочих дней.

«Всероссийский союз пациентов стоял у истоков этих поправок, они очень важны для больных, - говорит Жулев. - Теперь все льготники должны знать: врач не вправе отказать в выписке льготного рецепта, ссылаясь, что лекарства нет в аптеке. Получив рецепт, нужно в любом случае идти в аптеку и требовать соблюдения указанных правил (см. выше)».

В случае нарушений пациенты могут обращаться с жалобой в местные органы здравоохранения (депздрав, минздрав региона и т.д.). А также в прокуратуру и суд.

4. После Скорой - в дневной стационар.

- Мы сталкивались с ситуациями, когда Скорая помощь привозит пациента в приемное отделение больницы. Врач проводит первичную диагностику, говорит, что не видит показаний для госпитализации, и отпускает пациента – фактически на улицу, - описывает Юрий Жулев. - Теперь же расширены показания для дневного стационара. И доктор при необходимости сможет оставить пациента под наблюдением на несколько часов или до конца дня. Это позволит проконтролировать состояние, провести необходимые манипуляции.

5. При выезде в другой регион можно получить помощь своего медстраховщика.

Напомним: страховые компании, которые выдают нам полисы ОМС, по закону обязаны помогать пациентам. Консультировать, проводить экспертизы качества медпомощи и др. Если человек переезжает в другой регион, где не работает его страховщик - нужно менять компанию. Но когда поездка относительно недолгая (в командировку, отпуск, на лето-осень на дачу) менять страховую нет смысла.

Теперь, если в «чужом» регионе пациент столкнется с отказом при обращении за медпомощью по ОМС и другими нарушениями, можно будет обратиться за помощью к своему «родному» страховщику.

- Специалисты обязаны будут проконсультировать, что положено, разъяснить права и т.д., - поясняет Юрий Жулев. - Пока гарантируется только такое информационное сопровождение. Конечно, оно играет важную роль. Но мы надеемся, что в дальнейшем страховые медицинские компании смогут отстаивать интересы своих пациентов в любых регионах в полном объеме (включая проведение экспертиз качества медпомощи и т.д.).

Анна Добрюха
 


источник :  https://www.kp.ru