Самое удивительное в этой истории то, что ее не только расследовали, но и довели до приговора. Еще лет 15 назад такие дела рассыпались на стадии экспертиз. Оценки врачебных решений считаются самыми трудными, так как искать свидетелей и доказательства в стерильных операционных сложно, а порой и невозможно.
Кадр из появившейся в сети видеозаписи совещания калининградских акушеров.
Но одно дело если дежурная не досмотрит за смертельно больным пенсионером в реанимации, который сам вытащит из вены иглу с лекарством, что поддерживала сердечный тонус. Тут все осознанно и объяснимо. И совсем другое, когда смертельную дозу лекарства вводят недоношенному ребенку в пуповину, чтобы не испортить… отчетность по больнице.
Такая ситуация, по данным следствия, имела место в родильном доме № 4 Калининградской области в 2018 году. О «деле калининградских врачей» уже писали многократно. Но лишь теперь появилось полное видео рокового оперативного совещания, которым 6 ноября 2018 года провела и. о. главврача калининградского роддома №4 Елена Белая. Ей хватило буквально 4 минуты, чтобы решить судьбу младенца.Вот фрагмент (видеозапись, которую сделала заведующая родильным отделением Татьяна Соколова, и ее расшифровку смотрите и читайте ниже) из разговора Елены Белой, которая требует от врача-неонатолога Екатерину Кисель сообщить матери еще живого новорожденного ребенка, что он умер:
Белая: Идите, разговаривайте с женщиной! Он у вас … и переписывайте историю.
Кисель: А что я ей скажу?
Белая: Вот сейчас обсудите с заведующей и пойдете разговаривать! И что хотите, то и говорите!
Кисель: Я не буду ей говорить, что он мёртвый! А как я ей скажу?! Я приходила к ней и говорила, что он живой, что он у меня на аппарате, в тяжелом состоянии, в крайне тяжелом состоянии! … (неразборчиво)
Белая: Значит, скажете, умер при перевозке, или что хотите, то и говорите! А женщина не обследованная, я думаю, она в нём не заинтересована! Что хотите, то и говорите!
Кисель: Очень даже заинтересована, она семь лет не могла забеременеть.
Журналист «КП» связался с адвокатом Ларисой Гусевой, которая с 2018 года защищает интересы роженицы Замирахон Ахмедовой. Семь лет назад женщина приехала с мужем работать в Калининград из Узбекистана и забеременела.
Рассказывает адвокат Лариса Гусева: «Это сейчас она счастливая мама, гражданка России. Но тогда ей было 27 лет, и она первый раз попала в роддом с преждевременными родами. Просила врачей остановить родовую деятельность, сохранить ребенка, но родила недоношенного мальчика. Он весил 712 граммов, не кричал, но подавал все признаки жизни: шевелил ручками и ножками. Сына Ахмедовой реанимировали, положили в инкубатор, вкололи дорогостоящий препарат для стимуляции и лечения легких «Куросурф». После недоношенному ребенку полагается вызвать реанимационную бригаду из областного перинатального центра. И это также было сделано. Так вот, пока бригада ехала, в роддом прибыла Елена Белая, и узнав о ситуации, стала выговаривать врачам из-за того, что ее подчиненные спасли недоношенного малыша! На совещании она дает четкие указания: предлагает указать, что мальчик родился уже мертвым. С бригадой приезжает с анестезиолог-реаниматолог Элина Сушкевич, и делает сначала все правильно для спасения ребенка, но Белая беспокоится только о том, чтобы ребенок не умер в роддоме или по дороге в перинатальный центр. У Белой тогда решался вопрос - назначат ли ее главврачом роддома или нет. А потому, она пытается добиться от подчиненных, чтобы они в документах зафиксировали, что ребенок родился уже мертвым. И начинает интересоваться у Сушкевич, а что обычно вводят младенцам, чтобы они скончались. Выясняет у нее, что недоношенным детям, которые не могут закричать из-за слабых легких, в пуповину (ее потом обрезают и концы в воду) вводят 10 мл. сульфата магния. Препарат резко снижает артериальное давление, что приводит к смерти ребенка, пока его мать приходит в себя после родов. Роженицам подтверждают, что их ребенок родился мертвым».
- Экспертиза подтверждает ваши слова?
- Как и то, что в кусочках тканей органов младенца в Москве нашли сульфата магния в 20 раз больше, чем может быть в организме у взрослого человека. Установлено экспертизами, следствием и судом, что он скончался от отравления магнием. Но лично меня пугает в этой истории и то, что он мог быть не первым. Про Сушкевич говорят, что она исполнительная, могла днями рядом с недоношенным ребенком находиться, на полу у инкубатора спать, чтобы его выходить, а могла и...
Действия Белой были квалифицированы следствием как организатора гибели малолетнего, действия Сушкевич – как исполнителя. Приговором суда Сушкевич назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы, Белой - 9,5 лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Подсудимым уже удалось добиться снисхождения присяжных заседателей в Калининградской области, а потом с помощью общественности и отмены назначенного приговора. Но благодаря твердой позиции следствия и прокуратуры, а также тому, что Верховный суд изменил подсудность, дело в новом составе присяжных заседателей было снова заслушано этим летом в Московской области. И присяжные в полном составе признали медиков виновными. Срока осужденным «калининградским акушерам» вернули.
Как стало известно «КП», Белая и Сушкевич находились под домашним арестом, потом вышли на работу, но последние три года находились в СИЗО. Они, как и раньше не признают своей вины и требуют выпустить их на свободу. А защита по делу «калининградских врачей» в очередной раз готовится к подаче апелляции в Верховный суд. Какими аргументами адвокаты будут пытаться обжаловать приговор пока не ясно. Ранее адвокаты Белой и Сушкевич заявили, что у подсудимых скоро будут все условия для постановки вопроса об условно-досрочном освобождении.
КСТАТИ
Согласно экспертизе, результаты анализов крови погибшего ребенка показали насыщение кислородом выше 95% незадолго до наступления смерти. Это исключает его смерть от ухудшения состояния здоровья, связанного с его недоношенностью.
РАСШИФРОВКА СОВЕЩАНИЯ
Белова: «Зачем Вы женщине сказали, что он живой?!!»
На записи дальняя в кадре с рыжими волосами - врач акушер-гинеколог Ирина Широкая. Рядом с ней блондинка с каре - врач-неонатолог Елена Кисель. Ноги в кадре заведующей отделением новорожденных Татьяны Косаревой. Заведующая родильным отделением Татьяна Соколова украдкой снимает.
И. о. главного врача калининградского роддома №4 Елена Белая говорит: … И делать инвалидов, и подставляете всех, включая главного внештатного акушера-гинеколога, поэтому садимся и переписываем историю! И делаем антенатала! И не дай Бог еще раз такое вы сделаете, без меня! Без моего ведома!
Кисель: Как я женщине скажу, если женщине было сказано, что ребёнок живой? И он…(неразборчиво)
Белая: А зачем вы это сказали? Зачем Вы женщине сказали, что он живой?!! Когда он у вас был вообще никакой! Почему Вы не доложили заведующей? Неоднократно мы об этом говорили! Если вы верите, идите, веруйте в церковь, Катерина Александровна! Вы педиатр! И должны мыслить как врач! Прежде всего!
Белая: Вот, идите, разговаривайте с женщиной, вместе с Татьяной Львовной! Татьяна Николаевна, как хотите, так и объясняйте! Сказано, чтобы умершим такого ребёнка не было! Как хотите, так и делайте!
Кисель: А что я должна была ему сделать?! Вообще ничего не делать ему?!
Белая: Значит, ничего не делать! Если вы не умеете, вам неоднократно говорила и Астахова, и все остальные, и Анвар Акмалович, но вы же самые умные! Вы спасаете мир! Вы молодцы! Только потом все смеются, включая методотдел и все остальные над вами, над вашими историями, когда они … (неразборчиво) валяются у вас, глазками моргают и хлопают! Идите, разговаривайте с женщиной! Он у вас … И переписывайте историю.
Кисель: А что я ей скажу?
Белая: Вот сейчас обсудите с заведующей и пойдете разговаривать! И что хотите, то и говорите!
Кисель: Я не буду ей говорить, что он мёртвый! А как я ей скажу?! в тяжелом состоянии, в крайне тяжелом состоянии! … (неразборчиво).
Белая: Значит, скажете, умер при перевозке или что хотите, то и говорите! А женщина не обследованная, я думаю, она в нём не заинтересована!
Белая: В общем, Татьяна Львовна с Татьяной Николаевной, идите, пожалуйста! И последнее предупреждение Вашему персоналу! Башмаченковой и Кисель! Если они дальше будут так делать, то я не знаю чего… Хотя бы в известность меня ставить, я буду сама приезжать и заниматься этими детьми! И разговаривать с женщиной!
Белая: Мы поняли, Екатерина Александровна! У Вас всё время всё подготовлено! … Одно и то же у вас получается каждый раз! Умерший на третьи сутки!!! … Антенатал*!!! (звуки стука по столу) Они…(неразборчиво), а вы … (нецензурно) пишите – живой! Реанимируете его! Если люди вам такое говорят, значит, они отвечают, за вас, за себя и за всё родовспоможение области и города!!! И не надо думать, что вы умнее всех! Вы далеко не умнее всех, а выглядите опять как (звуки стука по столу) спасители, прости господи!
Александр Востров
источник : https://www.kp.ru