В нашу редакцию последнее время поступают сообщения с разных уголков и города и области с жалобами на низкий уровень оказания медицинской помощи детям, а где-то и вовсе рассказывают об отсутствии необходимых специалистов. Пока в региональном Минздраве сообщают о полной укомплектованности поликлиник и о хороших показателях оказываемой медпомощи, мы расскажем пару историй из тех многочисленных, которыми делятся с нашей редакцией встревоженные астраханки.
В первую очередь среди родителей часто поднимается вопрос прививочной кампании. Прививки важны, и многие родители ответственно относятся к календарю вакцинации, включая прививки от гриппа. Однако процедура прививания зачастую сопровождается неприятными ситуациями: долгие очереди, отсутствие возможности записаться заранее и контакт с больными детьми в очереди за вакциной создают неудобства для родителей и малышей. Итогом становится превращение процесса вакцинации ребенка в настоящий беспорядок, чреватый возникновением новых проблем со здоровьем, несмотря на изначальную важность самой процедуры.
Также многие родители отмечают конфликт интересов внутри самой медицинской сферы. Врачи нередко выступают в роли агентов услуг, направляя пациентов в платные медицинские центры и лаборатории, за что получают определенный процент (поощрение за приведенного клиента). Это ставит под сомнение мотивацию врачей ставить диагноз и назначать лечение, исходя исключительно из интересов здоровья пациента.
Еще одна серьезная проблема – уровень профессионализма некоторых медицинских работников. Многие родители отмечают низкий уровень знаний и опыта отдельных педиатров и узких специалистов, работающих в государственных учреждениях здравоохранения. Нередко пациентам приходится обращаться за консультацией к частным специалистам или врачам знакомых, чтобы получить квалифицированную помощь.
✎ История первой мамы:
История нашей читательницы как раз таки ярко иллюстрирует эту проблему. Она обратилась в детскую городскую поликлинику №4, где получила некорректные рекомендации относительно лечения сына, страдающего аллергическими реакциями. Врач предложил ребенку необоснованное и потенциально опасное лечение, несмотря на отсутствие профильного специалиста (лор-врач находился в отпуске).
«У меня двое детей: старшему 11 лет, младшему 6. Проблема касается старшего сына. Когда ему исполнилось полтора года, он заболел коклюшем, однако врачи восемь месяцев утверждали, что это обычная ОРВИ или простуда. Коклюш диагностировал другой врач спустя полгода мучений ребенка, которого успели напичкать всеми возможными антибиотиками. Поликлиника даже не внесла диагноз в медицинскую карту.
Получалось так: ребенок принимал антибиотики, подавляющие симптомы, плюс вакцина против коклюша сглаживала клиническую картину, болезнь проходила легче обычного. Из-за этого допуск в детский сад нам дали, несмотря на фактическое наличие инфекции. Мы спокойно водили его в сад, гуляли на игровых площадках, занимались в разных секциях и кружках, невольно распространяя инфекцию среди других детей.
Затем ребенку снова поставили ОРВИ, хотя оказалось, что это была вирусная инфекция Эпштейна-Барра (мононуклеоз). Но поскольку педиатры, наверное, даже не знают таких заболеваний, дело дошло до осложнений, оставив следы в здоровье сына».
Обратившись к частному врачу, девушка выяснила, что предложенная терапия абсолютно неоправданна и несет риски для здоровья ребенка. Подобная практика вызывает сомнения в качестве предоставляемых услуг и целесообразности существования таких специалистов в госучреждениях.
Девушка подчеркивает, что достойные специалисты есть, но существующая медицинская система подавляет их потенциал, превращая многих медиков в менеджеров по продаже услуг.
«Сейчас, зная компетентность местных врачей детской поликлиники №4, я туда практически не обращаюсь, так как специалисты либо откровенно признаются, что не знают, как лечить моего ребенка, либо советуют обратиться в другое медицинское учреждение. Гораздо эффективнее получать рекомендации от профессоров Шамгуновой Б.А. и Кучеровой Т.А., чьи назначения хотя бы выполняются».
Однако трудности и путаница возникли не только с первенцем. Вероятно, жалобы в редакцию не поступили бы, если бы схожая ситуация не произошла повторно, теперь уже с младшим сыном:
«История младшего сложилась следующим образом. Пришли с сыном в поликлинику, осмотрели нас, сообщили, что ситуация серьезнее, чем кажется, и сразу начали говорить, будто я плохая мать. Добавив, что моему сыну необходима срочная операция. Однако впоследствии выяснилось, что речь идет лишь о симптомах рецидивирующей астмы, возникшей вследствие аллергии. И чтобы снова не трепать себе нервы, мы оперативно обратились к частному врачу. Теперь мы получаем эффективное лечение по рекомендациям частного врача, которое помогает справляться с болезнью. Тем не менее, выписанный документ об астме остался без внимания со стороны нашего участкового педиатра, никаких конкретных советов по лечению я так и не получила».
Таким образом, складывается впечатление, что и в данном случае специалистам не хватило внимательности и опыта для правильной интерпретации симптомов и результатов анализов, что помешало постановке точного диагноза. Однако жительница Астрахани сохраняет надежду не похоронить региональную систему здравоохранения окончательно, а привлечь внимание молодого поколения врачей к существующим проблемам, помогая им учиться на чужих ошибках.
«Хотя сама фраза звучит жестко, я все-таки искренне надеюсь, что новый молодой врач нашей поликлиники обратит внимание на рекомендации опытных специалистов, ознакомившись с результатами обследований и назначениями моих предыдущих лечащих врачей. Возможно, наша ситуация послужит полезным уроком и положительным примером того, как правильно вести пациента с таким заболеванием».
Кстати, эта же мама столкнулась с затяжным решением по санаторно-курортному лечению детей, которое ей полагается априори. И тут уже дополнительный вопрос к самому Министерству здравоохранения Астраханской области. Почему какой-либо информации приходится ждать настолько долго?
«Что касается направления на санаторно-курортное лечение, тут абсолютная тишина. Несмотря на мои неоднократные обращения еще с начала июля, ни звонков, ни сообщений не поступало».
✎ История второй мамы:
Еще одна жительница Астрахани поделилась похожей ситуацией: ее дочь тоже страдает от аллергического заболевания.
«Мой ребенок прикреплен к детской поликлинике №3. Дочь страдает аллергической астмой, как удалось выяснить в итоге. Но путь к диагнозу был тернист: моя девочка прошла консультацию у всех профильных специалистов и находилась на стационарном лечении в отделении больницы имени Силищевой. Однако официальный диагноз «астма» ей долгое время не устанавливался. Причина проста: существует негласная практика экономии бюджетных средств, ведь пациентам с астмой полагаются бесплатные лекарства и санаторно-курортное лечение. Только после полугодового ожидания и крупного скандала, устроенного мной лично, через год врачам наконец-то пришло решение установить дочери диагноз. Но до сих пор официального подтверждения диагноза «астма» нет. Речь идет о детской поликлинике №3, расположенной на улице Адмирала Нахимова».
При всем при этом, напомним, что в официальном ответе Минздрава шла речь об отсутствии дефицита врачей-аллергологов-иммунологов. Но в итоге родителям все-таки приходится обращаться к платным врачам. Почему? Да все просто: врачей не хватает, а те, что есть, не обладают достаточной квалификацией, достаточным опытом и знаниями для постановки верного диагноза. А в итоге страдают те, кто порой еще даже лишен возможности говорить и объяснять «где у него и что болит».
Невозможно понять, почему система позволяет подвергать риску самое дорогое – здоровье наших детей, интересы которых государство обязано защищать в приоритетном порядке.
Тем не менее, если защита прав ребенка на должном медицинском уровне оказалась невозможной, у родителей остается право прибегнуть к защите собственных интересов и интересов ребенка юридическими методами. Мы обратились за консультацией к специалисту-юристу именно с целью подготовки полезных рекомендаций для аналогичных ситуаций.
«Фотографируйте каждую запись в медицинской карте ребенка. Во многих поликлиниках карту пациенту на руки не выдают, но вы имеете право потребовать ее. Также настоятельно рекомендую фотографировать все назначения, заключения и выписки, сохранять оригинальные бумаги себе, а в карту вносить только копии. Оригиналы документов оставляйте у себя, так как помещенные в амбулаторную карту оригиналы имеют свойство таинственно исчезать.
Это важно, если позднее другим врачом выяснится, что диагноз неверен или найден верный диагноз, вы сможете привлечь медицинских работников к ответственности за халатность или недостаточную квалификацию. Сделать это возможно только путем подачи судебного иска с проведением экспертизы подлинных медицинских документов. Следовательно, поэтому держите оригиналы у себя, и только копии отдавайте в карту.
Кроме того, немедленно направляйте жалобы в Министерство здравоохранения или прокуратуру, если обнаружите ненадлежащее выполнение врачебных обязанностей. Если же ошибка привела к тяжелым последствиям – инвалидизации или необратимому заболеванию, обращайтесь в Следственный комитет. Если последствий нет, действуйте через прокуратуру и подачу гражданского иска», – прокомментировала порядок действий юрист Дарья Поротикова.
Обратитесь к юристу, который оценит ситуацию и подскажет, в какое именно контролирующее ведомство следует подать обращение в вашем конкретном случае.