Далеко не все вернутся из поездок с приятными впечатлениями. Никто не застрахован от травм и болезней – и, что не так очевидно, далеко не все смогут получить адекватную медицинскую помощь. Подавляющее большинство российских туристов, естественно, имеют медицинскую страховку – без этого просто невозможно получить визу. Но страховой полис часто оказывается бесполезной бумажкой, когда людям требуется неотложное лечение. И получается, что страховым компаниям мы платим зря.
Проблемы, которые возникают с получением медицинской помощи за границей, грозят российским туристам не только испорченным отдыхом. Часто они по-настоящему рискуют здоровьем, а иногда и жизнью. Заключая со страховой компанией договор, мы пребываем в уверенности, что в случае болезни о нас будет кому позаботиться. Заявленная в полисах сумма покрытия (для стран ЕС она обычно составляет 30 тыс. евро), казалось бы, не оставляет сомнения в том, что средств, по крайней мере на оказание первой помощи, выделено предостаточно. И заболевшим или получившим травмы туристам будут помогать лучшие врачи, будут использоваться современное оборудование и новейшие препараты. Но в реальности страховой полис подчас превращается в бесполезную бумажку.
Эксперты-юристы, знающие реальную ситуацию на страховом рынке и практику судебных разбирательств, в российские медицинские страховки не верят вообще.
«Наша медстраховка во время турпоездок – просто фикция, фактически это просто возможность выехать за рубеж, поскольку страховку требуют, это формальность, а не гарантия оказания современной медпомощи. Рассчитывать на неё – большая наивность, – сказал «Нашей Версии» член правления Лиги пациентов, доктор медицинских наук, юрист, председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко. – Правила страхования на договоре надо изучать с лупой. Даже несмотря на большую сумму покрытия, правила могут запрещать большее количество современных медицинских вмешательств. Разве что репатриация – возвращение трупа – единственное, что будет исполнено, ну просто, не бросят же тело…»
И действительно, вчитайтесь в условия страхования, на которые вы соглашаетесь. Там прописано огромное количество ограничений. В медстраховки обычно не входят осложнения хронических болезней, осложнения во время беременности и родов, страховые случаи, возникшие вследствие алкогольного опьянения, возникшие во время занятия экстремальными видами спорта, восстановительный период после болезни и т. д.
Условие «хронические болезни не являются страховым случаем» – обычная практика. Но под хроническими болезнями страховые компании понимают практически все болезни сердца, почек, камни, язву желудка и т.д., даже если до поездки турист и не подозревал о болезни и проходил ежегодную диспансеризацию. А это все самые расходные по финансам болезни. Таким образом, страховые компании фактически «кидают» туристов, которые не подозревают об этом и надеются на медпомощь.
Те, кто понимает, что такое инсульт или инфаркт и как их лечат, легко догадаются, что и на серьёзную помощь в случае таких недугов рассчитывать не приходится. Помощь по российским страховкам будет ограничиваться примитивными таблетками или первой помощью по «скорой».
Вот и получается, что в серьёзных случаях можно рассчитывать только на свой карман. Специалисты советуют особенно тщательно беречься в странах массового туризма для россиян – в Турции, Египте, иметь на всякий случай на счёте не меньше 10 тыс. евро, чтобы при необходимости быстро их перевести в клинику, где будут оказывать медпомощь.
Впрочем, часто и деньги не могут помочь. Алексей Старченко рассказывает о том, что произошло в Египте, где он сам отдыхал: « Мужчина, 42 года, инфаркт, серьёзная проблема. Я пытался оказать помощь. Баллон с кислородом дали без редуктора, его даже в рот было не вставить. «Скорую» к отелю не подпускают. На каталку больного фельдшер кладёт и везёт бог знает куда до машины. До клиники 100 километров. Смерть».
По мнению Алексея Старченко, туристы должны понять, что в случае неожиданных проблем со здоровьем на адекватную помощь рассчитывать очень сложно: «Нужно беречься, а туристы приезжают «оторваться», попрыгать плюс алкоголь, жара.Коронарные инфаркты, спазмы – обычное дело. А хроникам можно посоветовать в жаркие страны не ездить, только в среднюю полосу и в прохладные месяцы, в мае или осенью».
«Туристу важнее всего понимать, какова у него страховая сумма, в страны ЕС это обычно бывает 30 тыс. евро. Но чем сумма больше, тем страховка надёжнее, – объясняет «Нашей Версии» Елена Асуратова, независимый эксперт по медстрахованию. – В странах массового туризма – Турции, Египте – суммы обычно – 15–20 тыс. евро, их потом на медпомощь может не хватить. Особый разговор – экстрим, может потребоваться транспортировка, репатриация с места отдыха, если, к примеру, после травмы или в случае смерти необходимо вывозить туриста. Если страховка покупалась в компании, ещё куда ни шло, а вот в пакете с другими услугами у туроператора можно нарваться на существенные риски».
К сожалению, туристы не всегда проверяют объём медпомощи по своей страховке, если она куплена в пакете услуг. А необходимо точно знать, какая помощь не включена в покрытие, какие есть исключения. К примеру, у многих компаний исключена помощь по беременности и родам.
Даже большое страховое покрытие, скажем в 50 тыс. евро, не является гарантией получения медицинской помощи на современном уровне. «Часто шунтирование, стентирование по правилам отечественных страховых компаний запрещено, а оно стоит всего 20 тыс. евро и два дня лечения в ЕС! – поясняет Алексей Старченко. – Ещё вариант: турист упал, перелом бедренной кости. Большое страховое покрытие, но ставить имплант по правилам страховой компании запрещено. 180 дней туриста держат на вытяжке! Ещё и врачи в дикой ситуации оказываются, поскольку они не могут выполнить стандарты, по которым им положено работать… Это тоже чревато печальными последствиями…»
Надо сказать, что в странах ЕС строже относятся к страхованию. К примеру, у туриста могут потребовать медицинское заключение от лечащего врача, возможен ли перелёт туриста «из зимы в лето», ведь инсульты и инфаркты на пустом месте тоже не возникают.
Туристам из большинства стран реально оказывают медпомощь, поскольку для этого создана необходимая законодательная основа. И они уверены, что практически в любой точке мира лечение будет производиться по самым современным стандартам. «Нельзя давать лицензии страховым компаниям, если нет межправительственных договоров по оказанию медпомощи. А в России их нет, и правительство не торопится их заключать, – говорит Алексей Старченко. – Им это не особенно и нужно, они лечатся, если заболевают, не так, как население. Их лечение за границей оплатит консульство, посольство, найдётся и самолёт, чтобы доставить в Россию, если нужно. Поэтому на всех остальных им по большому счёту просто плевать».
Межправительственный договор должен содержать условие, что медпомощь оказывается по правилам и стандартам принимающей стороны, а не по тем правилам, которые сочинила сама страховая компания. В ЕС у всех стран есть такие соглашения, у России их нет.
источник : versia.ru