Городская больница должна выплатить полмиллиона рублей жительнице Златоуста за поздно выявленный рак шейки матки. Такое решение принял Челябинский областной суд. История пациентки, сумевшей доказать, что помощь ей оказали некачественно.
«Молочница была постоянно»
В женской консультации на Машзаводе Татьяна наблюдалась с 2009 года, в 2010-м стояла на учете по беременности, после которой довольно часто появлялась у гинеколога.
«После родов у меня выявили эрозию шейки матки, сказали, надо прижигать. Надо так надо — прижгли, после этого у меня началась молочница. И она с периодичностью раз в полгода проявлялась, — вспоминает она. — И вот на протяжении этих лет молочница у меня постоянно была. Каждый раз приходила к врачу, сдавала анализы, она говорила: „Всё нормально“».
Проблемы с женским здоровьем, по словам пациентки, обострились в 2019-м.
«Бегала по врачам, потому что молочница не прекращалась. Мне толком ни анализы, ничего не делали, цитологию уже 2021-м взяли. До этого мазок один раз, наверное, брали. Я им приносила анализы из частной клиники, просто уже все подряд сдавала. А они все говорили: „У вас нормально все. Ну, может, понервничала, может, лекарство какое-нибудь выпила“. Я выпиваю „Флюкостат“, как они прописывают, месяц — и снова все повторяется, потом каждые две недели, потом каждую неделю, — говорит Татьяна. — Потом вообще ни таблетки, ни свечи не помогали. В 2021-м у меня уже появился песок внутри, по консистенции как морской песок — ни дать ни взять, не отличить реально. Я врачу говорю об этом, она мне пальцем у виска крутит, мол, быть такого не может. Опять те же таблетки, свечи назначает. Говорю, что у меня сильно болит живот, она отправляет к неврологу».
На приеме в феврале 2021 года Татьяне сделали цитологию, такой мазок обычно берут у женщин для выявления заболеваний шейки матки и предраковых состояний. По словам пациентки, на повторный прием, чтобы узнать результат, ее не записали, сказали просто подойти, узнать результат, и ответ был, как и раньше: «Все нормально». После этого пациентка еще дважды приходила с жалобами в июле, но никто ей не сказал, что цитология в феврале пришла плохая.
«Чего это ты так затянула?»
Весной следующего года Татьяна записалась на платное УЗИ, и там врач и заподозрила неладное, посоветовала срочно обратиться в частную клинику в Челябинске.
«Я туда приехала, мне назначили анализы, сделали кольпоскопию, и поставили диагноз „рак шейки матки“, написали направление в областную онкополиклинику. Причем врачи сразу сказали, что надо быстрее решать вопрос с операцией, потому что время не в мою пользу играет. Я денег назанимала, побежала проходить все обследования, прошла все буквально за две недели, — вспоминает она. — В онкоцентре, когда мне удалили все женские органы, все соседние лимфоузлы, хирург сказал: „Еще немного, ты бы до операции не дожила“».
Операция прошла в июле 2022-го, онкологи поставили Татьяне третью стадию рака, потому что в лимфоузлах уже были метастазы. После операции назначили химио- и лучевую терапии.
«Когда я все эти круги ада прошла, у меня закончилась лучевая, надо было показаться гинекологу, ожоги посмотреть и чем их лечить. Меня папа привез в нашу женскую консультацию к нашим волшебным гинекологам. Я тогда передвигалась еле-еле. Пришла к своему гинекологу, она меня не хотела принимать, а потом схватила мою карту и такая: „А чего это у тебя такая стадия? У тебя еще в 2021-м году цитология была плохая, чего это ты так затянула?“ Я чуть со стула не упала, — возмущена Татьяна. — Говорю: „В смысле в 2021-м году? Я у вас была несколько раз“. Она такая: „Я не знаю, почему тебе [назвала фамилию другого врача] не сказала“. Я говорю: „Так я у вас сдавала! Вы же меня отправляли на цитологию“».
Заключение страховой
После этого пациентка отфотографировала свою медкарту и написала жалобу в страховую компанию. Там провели проверку и выявили нарушения.
«При оказании медицинской помощи в период с 12 до 30 июля 2021 года выявлены дефекты обследования, создавшие риск прогрессирования заболевания: при наличии результатов цитологии LSIL (плоскоклеточное интраэпителиальное поражение низкой степени) нет направления на ВПЧ (вирус папилломы человека), кольпоскопию, — говорится в заключении страховой компании „Согаз-Мед“.
Юрист коллегии адвокатов «Кайрос» Евгения Рудова считает, что врачи нарушили клинические рекомендации и поэтому не выявили рак вовремя:
«Последнюю цитологию ей сделали в 2021 году, и анализ был плохой, там были атипичные клетки, и врачи должны были проявить онконастороженность, но они этого не сделали. Результат в карточку подшили, пациентку не известили, что у нее анализ плохой. На приеме какие-то свечки назначили, на какое-то время ей помогло, потом опять все снова началось, воспалительный процесс продолжался. Она в июле опять обращается, ей опять лечения толком не назначают. И не назначают, самое главное, кольпоскопию и типирование на ВПЧ — это обязательные обследования, согласно клиническим рекомендациям, потому что некоторые штаммы вируса папилломы человека являются онкогенными и вызывают рак».
500 тысяч — за здоровье
Татьяна решила обратиться в Златоустовский городской суд и взыскать с больницы компенсацию морального вреда — 5,6 миллиона рублей, именно во столько она оценила свои страдания и страдания сына-подростка, который во время лечения матери был вынужден жить с бабушкой и дедушкой.
«Ребенок спрашивал: „Мам, ты умрешь?“, плакал постоянно», — вспоминает Татьяна — Моя жизнь рухнула: я перенесла тяжелейшую операцию, прошла все круги ада, которых можно было избежать. Мне всего 38 лет, и в таком молодом возрасте я полностью лишилась интимной жизни, я больше не смогу родить, а я хотела еще детей. Теперь чувствую себя неполноценной женщиной, и это на всю оставшуюся жизнь».
Врачи в суде говорили, что Татьяна сама не пришла на повторный прием после сдачи цитологии, хотя пациентка настаивает, что приходила, пусть и без записи. Судья этот довод не принял, так как документального подтверждения ему нет.
Чтобы разобраться в деле, назначили экспертизу в «Приволжско-Уральском бюро судебно-медицинской экспертизы», по ее результатам установлена косвенная причинно-следственная связь между дефектами оказания помощи и заболеванием. Эксперты отметили, что пациентка нуждалась в дообследовании. Но больница с такими выводами не согласилась и потребовала повторную экспертизу, ее выполнили в «Бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава Республики Татарстан». Там эксперты тоже отметили, что пациентке не были проведены обязательные обследования, но причинно-следственной связи между выявленными недостатками и развитием рака не усмотрели, они посчитали, что женщина имела хронические заболевания, не соблюдала график повторных посещений гинеколога, что и привело к прогрессированию воспалительного процесса и его переходу в злокачественное образование.
Пациентка, кстати, в суде настаивала на том, что ее карту в женской консультации переписали и экспертизы проводились по поддельным документам (первоначальный вариант, напомним, она сфотографировала), но суд посчитал, что доказательств внесения изменений в медицинскую карту нет.
Златоустовский суд и прокурор встали на сторону больницы.
«Суд посчитал, что вторая экспертиза более полная и достоверная, пациентке во всем отказал. Мы обжаловались это решение, — говорит Евгения Рудова. — Областной суд мы просили о дополнительном опросе эксперта, ставили дополнительные вопросы, уточняющие. Естественно, ни один эксперт не будет против своих выступать, но мы нашли приказ Минздрава, клинические рекомендации, которые четко говорят о том, что должна быть профилактика, то есть главная цель работы врача — это профилактика и раннее выявление онкологических заболеваний, а врач не обратила внимания на плохой анализ».
В конце октября областной суд согласился с доводами юриста и частично отменил первое решение, постановил взыскать с больницы Златоуста в пользу пациентки 500 тысяч рублей. При этом Татьяна считает: «Деньги — не главное», важно, чтобы врачи внимательнее относились к своим пациенткам, ведь от них зависит не только здоровье, но и жизни.
Светлана Талипова
источник : https://74.ru