Врачебная ошибка — тема непростая. Определить, есть ли вина доктора в ухудшении состояния пациента, всегда сложно, и не случайно для этого существует независимая экспертиза.
Но в случае с волгоградкой Анастасией (фамилию не указываем из этических соображений. — Ред.), обвинившей медработника в причинении вреда здоровью, суд встал на её сторону.
«Ощутила жуткую боль»
«Осенью 2024 г. я обратилась в женскую консультацию для установки внутриматочной спирали. Казалось бы, процедура не самая сложная, но уже через несколько часов меня экстренно оперировали, чтобы спасти жизнь. Когда лежала в больнице, то осознала, что у меня есть выбор: смириться или защищать свои права. И я выбрала защиту».
В иске, поданном Анастасией, было указано, что за медицинской манипуляцией она обратилась 5 сентября 2024 г. Когда врач устанавливала внутриматочную спираль, пациентка чувствовала жуткую боль. Врач три раза подряд провела контроль УЗИ, так как сомневалась, всё ли верно она делала. В итоге спираль всё-таки была установлена. А через два часа, вечером, когда пациентка была дома, она ощутила нестерпимую боль внизу живота и, встав с постели, потеряла сознание.
Когда очнулась, то её госпитализировали и в срочном порядке по жизненным показаниям прооперировали.
Анастасия запомнила слова врача, настоявшего на срочной госпитализации: «Если мы вас сейчас не прооперируем, вы не доживёте до утра». При поступлении в больницу пациентке поставили диагноз «осложнение механического происхождения, связанное с внутриматочным противозачаточным устройством».
«Честь мундира»
В феврале уже текущего, 2025 г., немного восстановившись, Анастасия начала борьбу. Она обратилась в медицинское учреждение с претензией о возмещении ущерба здоровью и компенсации морального вреда, однако ей было отказано. Тогда волгоградка подала иск в суд.
Представитель ответчика иск не признал. Настаивая на том, что между осложнениями, которые получила женщина, и действиями врача нет причинно-следственной связи. Она также пояснила, что лечащий врач устно, в доступной форме дал пациентке разъяснения о целях метода и рисках установки спирали. И сама врач, и представитель комитета здравоохранения Волгоградской области тоже возражали против удовлетворения требований Анастасии, указав, что пациентка была предупреждена о рисках и последствиях.
Но сама пострадавшая убеждена: в её случае врачи и чиновники защищали «честь мундира».
«Суд исключил ряд приёмов, а также несколько УЗИ-исследований, которые врач оформила задним числом, чтобы обелить себя, — утверждает женщина. — А информированное согласие на проведение процедуры было оформлено уже после установки ВМС, врач вложила её в карту, надеясь, что никто не обратит внимание на дату документа. Но если бы я заранее узнала о всех возможных рисках и опасных последствиях процедуры, я бы на неё не согласилась. Кроме того, при подаче иска выяснилось, что судебно-медицинские эксперты из другого региона в своём заключении оправдывали отсутствие согласия пациента „перегруженностью врача бумажной работой“, тем самым прямо призывая к нарушению Федерального закона № 323-ФЗ
„Об основах охраны здоровья граждан в РФ“».
В итоге Центральный районный суд Волгограда встал на сторону пострадавшей. В решении указано, что «в ходе введения внутриматочной спирали здоровью пациента был причинён вред в форме механического повреждения дна матки, которое вызвало внутрибрюшное кровотечение, что подтверждается выписным эпикризом. В процессе установки ВМС произошла перфорация дна матки, что возможно при нарушении техники постановки в матку внутриматочного комплекса», то есть причиной причинения вреда здоровью стало некачественное оказание медуслуги.
Теперь Анастасии должны выплатить порядка 200 тыс. руб.
Редакция не указывает название медучреждения, с которым судилась волгоградка, так как точка в деле ещё не поставлена: решение суда не вступило в законную силу. Но мы продолжим следить за развитием событий, так как этот случай резонансный, и пациенту в подобных ситуациях всегда непросто доказать свою позицию.
источник : https://vlg.aif.ru