При оценке проблемы нехватки средств, заложенных на поддержку пациентов, 17 респондентов указали, что она острая, но на данный момент поддается контролю. Еще 14 участников сообщили о критическом состоянии системы и необходимости скорейшего решения проблемы. Только три спикера отметили, что в их субъектах наблюдаются умеренные трудности, не включенные в приоритетный список.
О том, что их регион сталкивался в последние годы с дефицитом бюджетных средств для обеспечения всех нуждающихся орфанных пациентов, сообщили 22 респондента. Немногим меньше (10 человек) отметили, что трудности возникали неоднократно.
Вместе с тем все эксперты подтвердили, что число пациентов с редкими болезнями за последний год увеличилось. Более 50% респондентов (19) уточнили, что в их регионах составлен прогноз изменения этого показателя и в нем предполагается дальнейшее повышение числа больных. В списке причин возникновения дефицита средств в этом направлении все опрошенные обозначили неучтенных новых пациентов (после диагностики или в случае переезда), 24 респондента также включили в перечень необходимость обеспечения бывших подопечных фонда «Круг добра». Подавляющее большинство экспертов (30) третьей причиной назвали в целом недостаточные объемы изначально заложенных средств. С ростом цен на препараты связали трудности только два человека.
Все участники опроса заключили, что каждому региону в России, у которого имеется объективный запрос, должна предоставляться финансовая и организационная поддержка из федеральных средств.
Из 34 респондентов, как сообщили в Национальном агентстве медицинского права, 19 – представители региональных минздравов, 11 – правительств или администраций, 4 – эксперты из других структур.
Также агентство поделилось результатами правового мониторинга вопросов лекобеспечения орфанных пациентов – всего 687 человек из 73 регионов страны. С 1 января по 1 октября 2025 года 78% больных столкнулись с задержкой в выдаче препаратов при отсутствии финансирования, 60% – с долгой выдачей лекарств из-за организационных вопросов, 47% – с отказом в назначении медикамента по конкретному ТН, а 30% – с отказом в назначении незарегистрированного средства. Представители организации указали, что в 58 из 60 судебных споров в 34 регионах инстанции встали на сторону пациентов, в оставшихся двух – поддержали минздравы регионов.
В июле 2025 года президент РФ Владимир Путин подписал Закон о предоставлении регионам дополнительных межбюджетных трансфертов на приобретение препаратов для лечения пациентов с жизнеугрожающими и редкими (орфанными) заболеваниями. Механизм начнет действовать в 2026 году.
Законопроект разработали и представили для общественного обсуждения в декабре 2024 года после многократных жалоб регионов на отсутствие собственных средств для приобретения дорогостоящих орфанных препаратов. Власти субъектов указывали и на отсутствие резервных механизмов для оперативной закупки нужных лекарств. На разработку документа повлияло также решение Конституционного суда РФ, который после жалобы Госсовета Татарстана предписал создать подобный механизм.
Позднее, в октябре 2025 года, Минздрав России разработал проект условий получения регионами допфинансирования. В ноябре документ утвердило Правительство РФ. В список критериев, в частности, было погружено наличие подтвержденной потребности, представленной в Минздрав посредством заявки с определенными расчетами, и получение уведомления от федерального ведомства о принятом решении о невозможности регионом обеспечить пациентов необходимыми лекарствами.
К утвержденному правительством механизму некоторые представители системы здравоохранения, тем не менее, отнеслись скептически. Так, доцент кафедры медицинского права Сеченовского университета, кандидат юридических наук и эксперт Национального агентства медицинского права Мария Посадкова считает, что новый порядок «в настоящее время не готов к тому, чтобы выровнять финансовое бремя регионов и федерации», а также «не отвечает правовым позициям Конституционного суда». Проблема, по мнению юриста, заключается в установленных требованиях.
«Первый критерий, затрагивающий дотационность региона, сразу отсечет от возможности получить дополнительное финансирование большую часть субъектов. По данным на конец 2025 года, такую поддержку сможет получить только 31 регион из 89. Условие об увеличении численности пациентов в субъекте хоть и применимо, но установленный процент (15%) может не отражать реальной потребности. Например, в регионе будет диагностирован один новый пациент, но с дорогостоящей терапией. Под установленный процентный показатель субъект не попадет, но финансовое бремя для него все же значительно возрастет», – резюмировала Посадкова.

