с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Эксперты назвали причиной отсутствия всеобщего лекарственного страхования нехватку средств
24 Декабря 2025 г.

Эксперты указали на недостатки сложившейся в России модели амбулаторного ле­карственного обеспечения. В их числе: отсутствие экономических стимулов для рационального использования финан­совых ресурсов; сложности в планировании затрат; неконтролируемый отпуск препаратов; низкая куль­тура потребления лекарственных средств населени­ем, то есть самолечение, а также хронические сбои поставок.
 

Сейчас правом на льготное лекарственное обеспечение обладают около 18% граждан страны, а пациенты вне льготных категорий зачастую не в состоянии опла­тить амбулаторное лечение. Из-за этого в ряде случаев болезнь приобретает за­пущенную форму, пациент попадает в стационар, что в конечном счете ведет к удорожанию медицин­ской помощи. Соответствующие расчеты приводят авторы аналитической публикации «Всеобщее вместо льготного. Зачем России лекарственное страхование и каким оно должно быть», опубликованной в первом номере журнала «Эхо медицины. Аналитика, регуляторика, практика».

Несмотря на то, что возможность внедрения лекарственного страхования для всех обсуждается уже больше 15 лет, масштабный запуск этой системы за исключением отдельных состояний — сердечно-сосуди­стых заболеваний, гепатита С и некоторых других — до сих пор не состоялся. Среди причин такой ситуации называются нехватка средств, отсутствие фармакоэкономических расчетов и поведенческие привычки россиян, ориентирующихся на рекламируемые препараты. В результате действующая в стране система оставляет без финансовой поддержки львиную долю населения, так как значительная его часть не спо­собна стабильно оплачивать необходимые лекарства, считает член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам чело­века, врач-эндокринолог Ольга Демичева.

Международный опыт доказывает, что с помощью лекарственного страхования повышается доступ­ность амбулаторной терапии — такая система налажена во всех развитых странах. Ключевым эле­ментом механизма выступает соплатеж пациента — ча­стичная оплата стоимости отпускаемого по рецепту препа­рата в момент его получения в аптеке в виде фиксированной суммы или процента от цены. В России не включенные в льготные категории граждане при лечении амбулаторно приобретают препараты самостоятельно.

По оценкам экспертов, для введения лекстрахования необходим расчет реальной статистики потребности в лекарственных препаратах различных категорий населе­ния. Без такой базы невозможно корректно сплани­ровать финансирование. Далее необходимы выделе­ние отдельной строки федерального бюджета и создание прозрачной системы распределения средств между регионами с учетом демографии, про­филя заболеваемости, ценовой конъюнктуры и до­ступности аптечной сети.

«В основе решения вопроса о любом возмеща­емом объеме госгарантий должны быть четкие ответы: кому, сколько, где и на каких условиях. Поэтому прежде, чем вводить систему лекар­ственного возмещения, следует посчитать по­требность граждан, не входящих в льготные кате­гории. Сейчас сложно оценить рациональность расходования средств населения, так как зача­стую покупают не то, что нужно, а то, что рекла­мируется; рецептурные препараты нередко от­пускают без рецепта. Мы не знаем реальную по­требность, поэтому не можем рассчитать необходимый объем средств», — говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович.

В случае запуска программы лекстрахования в стартовом периоде по­требуется резерв на неизбежный скачок потребле­ния: по опыту экспертов, в первые месяцы спрос может вырасти на четверть и более, что должно быть заранее учтено в параметрах бюджета и регламенте администрирования.

«Полагаем, что перед внедрением всеобщей моде­ли ее целесообразно протестировать на приоритет­ных возрастных группах: детях до 18 лет и людях пен­сионного возраста. Эти категории, с одной стороны, финансово уязвимы, с другой — крупные потребители амбулаторных лекарств, причем их потребность в лекарственных препаратах поддается прогнозированию. Совокупность этих шагов создаст клинически обоснованную, финансово предсказуемую и техноло­гически управляемую систему. С ее помощью удастся снизить личные расходы граждан, укрепить амбула­торное звено и обеспечить измеримый вклад в сни­жение смертности, а также стимулировать локализа­цию и расширение отечественного производства, од­новременно повышая эффективность бюджетных расходов», — отмечают авторы публикации.

Ранее в Госдуму РФ был внесен законопроект, которым предложено наделить пациентов правом получать дорогостоящие лекарства и медизделия в рамках ОМС амбулаторно. Таким образом предлагается сократить необходимость «ненужных» госпитализаций, снизить бюджетные траты и дать правительству возможность оперативно принимать решения о предоставлении отдельных видов медпомощи, писал «МВ». При этом в ноябре парламент отклонил доработанный законопроект о праве малоимущих на субсидии в тех случаях, если затраты на лекарства превышают 10% их дохода.

По данным Всероссийского союза пациентов (ВСП), больше половины «льготников» сообщили, что в 2025 году покупали положенные бесплатно лекарства за свои деньги (63,8%). Среди причин чаще всего они называли отсутствие лекарства в аптеке (68,5%), недоверие «аналогу» и личное предпочтение принимать привычный препарат (47,5%). Ранее представители другой организации сообщили, что личные расходы россиян на онкологические лекарственные препараты увеличились за последние три года с 4 млрд до 9 млрд руб. в год. Такие данные приводились в исследовании «Движения против рака» и аналитической компании DSM Group.

Татьяна Бескаравайная
 


источник :  https://medvestnik.ru