Если раньше люди были недовольны качеством лечения, то сегодня на первый план выходит цена, которая для многих становится непреодолимым барьером при попытке получить помощь в государственном медучреждении.
В наступившем году Лига защитников пациентов получила уже десятки жалоб на то, что еще недавно бесплатные процедуры теперь стали платными. «В Рождество позвонили из клиники и предложили явиться на операцию 09.01.2013, взяв с собой тапочки-халаты и 25 тыс. рублей. На вопрос: «Откуда сумма?» – врач ответил, что теперь денег нет и все платно!», – цитирует «НИ» одну из жалоб президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. В другой жалобе говорится, что девушке, которая была в Москве в гостях, заболела и обратилась в поликлинику, отказали в приеме под предлогом отсутствия московской прописки и отправили в частную клинику. По словам правозащитника, это только первые плоды постановления правительства РФ от 4 октября 2012 года №1006, которое ввело новый порядок предоставления платных медицинских услуг в государственных поликлиниках и больницах и вступило в силу с этого года.
Постановление правительства сузило объем той медицинской помощи, которую можно получить бесплатно. Например, доплачивать придется и за самостоятельное посещение профильного врача без направления терапевта, и за диетическое питание в больнице, и за послеоперационный уход, и за аналоги лекарств, если назначенные врачом бесплатные лекарства недостаточно действуют или имеют сильные побочные эффекты. Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев говорит «НИ», что теперь все это отнесено к категории «дополнительные услуги», которые не входят в государственный перечень гарантий оказания медицинской помощи.
Цену на многие процедуры медучреждения вскоре смогут устанавливать самостоятельно. Накануне Нового года Минздрав России обнародовал проект приказа, регламентирующего порядок определения цен на медицинские услуги в бюджетных клиниках. Согласно проекту цену можно будет устанавливать «самостоятельно на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения».
По мнению г-на Саверского, это положение противоречит Федеральному закону №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где написано, что «порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются правительством РФ» (статья 84-я, пункт 7). «Таким образом, получилось, что правительство в нарушение закона передало права на установление этого порядка учредителям медицинских организаций. Это недоразумение мы планируем оспаривать в Верховном суде РФ», – заявил правозащитник.
В этот проект необходимо добавить пункт о централизованном регулировании цен на платные услуги, уверен Юрий Жулев: «Цены должны регулироваться на федеральном уровне. Иначе стоимость одних и тех же медуслуг будет значительно различаться». Эксперт также отмечает, что клиники во многих небольших городах чаще всего имеют монопольное положение: «У людей, особенно живущих в отдаленных небольших населенных пунктах, зачастую нет выбора, в какую больницу пойти, и поэтому необходимо сделать все, чтобы платные медицинские услуги им оказывались на равных условиях».
Про ограничение цен в проекте приказа Минздрава говорится: «рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20%». Исполнительный директор Ассоциации частных многопрофильных клиник Москвы Владимир Кукушкин прогнозирует в беседе с «НИ», что «цены в госучреждениях, скорее всего, будут рыночными, поскольку 20% рентабельности – это лишь рекомендация, а не приказ, и никто не будет снижать цены себе в убыток». Документ дает «максимальные возможности для медицинских учреждений, но есть к нему и замечания», говорит «НИ» заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Ольга Обухова: «В документе не указаны периодичность и условия пересмотра прейскуранта, не определено, кто его визирует и отвечает за его соблюдение».
Кроме того, в проекте устанавливаются повышающие коэффициенты: за выполнение платных медицинских услуг в ночное время – 30%, а в выходные и праздничные дни – 50%. Освобождаются от «переплат» только те, кому была нужна «неотложная помощь», в том числе женщины в период беременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденные и дети.
По новым правилам с этого года работают и врачи «скорой помощи». С 2013 года, согласно закону «Об обязательном медицинском страховании» (ОМС), скорая медицинская помощь теперь финансируется страховщиками. Раньше расходы за «неотложку» лежали на плечах бюджета. Общее правило системы ОМС – это предоставление услуги после предъявления страхового полиса. Получается, что в случае отсутствия такового вызов «скорой помощи» больному придется оплачивать самому. Минимальная цена, закрепленная в нормативных документах, – 1435,6 рубля, однако в эту сумму не входят услуги фельдшера.
Страшно представить себе ситуацию, в которой человек падает на улице от инфаркта, а прибывшие по вызову медики вместо того, чтобы оказать ему помощь, начинают искать у него по карманам полис ОМС. К счастью, пока «скорая» работает по старинке, заявил «НИ» председатель независимого профсоюза работников «скорой помощи» «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков: «Только вернулся с рейса. Помогали всем, про наличие полиса не спрашивали». Собеседник полагает, что сотрудники страховых компаний присматриваются к «скорой». Худший вариант возможного развития событий г-н Беляков видел в Осташково (Тверская область): «Коллеги мне рассказали, что у них работники «скорой помощи» получают заработную плату только тогда, когда она приезжает на вызов к человеку, у которого есть полис. А если врачи приехали к какому-то бомжу, то их работа не оплачивается. Не хотелось бы, чтобы обслуживание граждан без полисов легло на плечи медперсонала».
Вызов «скорой помощи» только при наличии полиса противоречит Конституции РФ, уверяет Александр Саверский: «Наша Конституция гарантирует бесплатную медицинскую помощь и не знает никаких застрахованных лиц, она знает только граждан. Ввод дополнительных понятий намеренно создает хаос в умах чиновников и пациентов». Г-н Саверский прогнозирует всплеск недовольства уже в феврале, когда нововведения почувствуют на себе многие россияне: «Раньше люди были недовольны в первую очередь качеством российской медицины и добавляли, что с них еще и денег попросили. Сегодня же экономическая составляющая вопроса стала выходить на первый план. Деньги превратились в реальный барьер, из-за которого многие оказались отрезанными от возможности получить медпомощь».
Г-н Саверский также опасается, что с граждан, пользуясь их неведением, начнут брать деньги даже за то, что является бесплатным и по новым стандартам. В таких случаях правозащитник советует написать заявление на имя главного врача учреждения: «Как показывает практика, на этом этапе все проблемы пациентов заканчиваются. Когда вы общаетесь устно, то вас могут посылать направо и налево. Все меняется, как только появляется бумага, на которую администрации надо письменно отвечать и в которой зафиксирован тот факт, что потребовали денег. В тюрьму садиться никто не хочет». В заявлении также рекомендуется ссылаться на статьи Уголовного кодекса 125 «Оставление в опасности», 124 «Неоказание помощи, повлекшее за собой вред здоровью или смерть» или 293 «Халатность».
по теме : Не надо платить за то, что должно быть предоставлено бесплатно
источник : www.newizv.ru