Собственное название препарата — это единственный способ для добросовестных производителей донести информацию о его эффективности, безопасности и качестве до врача, провизора, пациента. Недобросовестные производители не желают слышать о безопасности, эффективности и качестве продукции, поэтому лоббируют запрет на использование названий лекарственных средств. В обезличенной фарме будет править ценовая конкуренция, интересы же пациентов и их право на эффективное лечение государство не волнуют.
Приказом МЗ России от 20.12.2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» предусмотрено назначение и выписывание препарата по международному непатентованному наименованию (МНН), при его отсутствии — по групповому наименованию, а в случае отсутствия у препарата МНН или группового наименования — по торговому наименованию. (Прим. ред.— В России используется термин «группировочное наименование» лекарства).
Данная норма вводится с целью исключения возможности выписывания пациентам определенных лекарственных средств только на основании договоренности врача с фармкомпанией, что прямо запрещено п. 2. ч. 1 ст. 74 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таким образом устраняется коррупционный фактор.
В то же время данный документ не лишает врача права подбирать для больного индивидуальную терапию, в том числе в случае непереносимости препарата. МЗ системно подходит к решению проблемы различий в эффективности и безопасности лекарственных средств с одинаковым МНН. Правительство РФ одобрило Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 г. Одной из важнейших ее составляющих является ревизия фармрынка. Предстоит пересмотреть весь спектр лекарственных средств, оригинальных препаратов и их аналогов, последовательно вывести с рынка те из них, которые были зарегистрированы на основании ограниченных клинических исследований, без серьезной доказательной базы их эффективности. По каждому МНН должна быть выстроена линейка конкретных препаратов (торговых наименований) с аналогичными свойствами. Только в этом случае каждый пациент будет гарантированно обеспечен необходимыми эффективными, качественными и безопасными лекарственными средствами. В настоящее время приказ находится на государственной регистрации в Минюсте России. Документ вступит в силу с 1 июля 2013 г.
Пациенты опасаются, что эти изменения лишат их права выбора: фармацевты могут предлагать более дорогое лекарственное средство, а льготники будут довольствоваться самыми дешевыми аналогами — сообщается на сайте РИА. Члены общественных организаций уверены, что больше всего от принятия нового приказа МЗ пострадают льготные категории граждан, у которых практически не останется права выбора. Если такой категории граждан не выпишут конкретный препарат (по торговому наименованию), то в аптеке им дадут лишь то лекарственное средство, которое есть в наличии (по указанному МНН). Остальным фармацевты начнут предлагать более дорогие аналоги.
Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов и член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при МЗ России, считает, что российское законодательство должно быть ужесточено в части регистрации и клинических исследований воспроизводимых препаратов. Николай Дронов, председатель «Движения против рака», также отметил, что необходимо учитывать то, что некоторые лекарственные средства в России пока не производятся. «Я знаю, что среди нефрологических больных с пересаженной почкой при замене препарата на более дешевый генерик имели место даже случаи смерти. Если мы переходим к аналоговым препаратам, то следует ужесточить контроль за их качеством, чтобы они прошли полноценные клинические исследования», — сказал он.
Остается добавить, что при отсутствии списка референтных лекарственных средств новый порядок выписывания рецептов не приведет к ожидаемым результатам.
источник : ria-ami.ru