Франция позволит безнадежным больным уходить из жизни по собственному желанию. В России нет единства мнений по этой проблеме.
Французский Национальный консультативный Комитет по этике разрешил неизлечимым больным уходить из жизни, но, как сообщило агентство Agence France Presse, выносить такое решение будут в исключительных случаях. К суициду с помощью медиков разрешат прибегнуть пациенту в случае его тяжких страданий. «Самоубийства с ассистированием» станут возможными уже через 3 месяца – с июня 2013 года. По этому поводу предстоит еще получить дополнительные законодательные решения.
Комитет по этике определил пока три варианта событий, предшествующих эвтаназии: сам пациент, находясь в сознании, может твердо высказать желание умереть; если человек не приходит в сознание и не оставил распоряжений, решение могут принять его родственники после заключения медицинской комиссии. Эвтаназия будет разрешена также для больного, жизнь которого поддерживается искусственно. Таких случаев только во Франции может набираться за год около трех тысяч.
Сейчас подобный уход тяжелобольного человека разрешен в Нидерландах, Люксембурге, Бельгии, некоторых штатах США. Видимо, процесс пойдет и далее. Так, минздрав Великобритании уже неоднократно выступал за изменение положения, которое пока еще жестко запрещает любое оказание помощи самоубийцам и грозит медикам за это лишением свободы на срок до 14 лет. Представитель министерства в британском парламенте Анна Собри недавно назвала эти законы нечестными и подлежащими пересмотру. В прошлом году суды уже могли освобождать медиков, если, совершая противозаконное действие, они исходили из сострадания. По всей вероятности, решение о послаблениях в этой области примет и Швейцария.
В России фонд «Общественное мнение» провел опрос 1500 респондентов, и 32% из них допустили возможность эвтаназии для безнадежных больных. Против нее выступили примерно столько же, то есть треть опрошенных. Остальные затруднились с ответом.
Нынешний закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» запрещает эвтаназию в любом виде, термин «ассистированное самоубийство» в нем отсутствует. Русская православная церковь к такому решению проблем тяжко больных людей относится отрицательно. «Когда один человек может прервать жизнь другого, хоть и с его согласия, то мы понимаем, что это согласие легко выбить. Очень опасная ситуация. Особенно если кому-то нужна чья-то квартира, или кто-то не хочет заботиться о больном, и так далее, – считает заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. – Не должно обществу подталкивать человека к смерти, потому, что больной начинает думать, что ему незачем жить, стремится избавить своих родственников от расходов. Деньги становятся дороже всего, мы начинаем выбирать между ними и человеческой жизнью, что недопустимо».
Государство не должно принимать таких решений, полагают депутаты Государственной Думы России, – общество для них не созрело. «Даже консультирование пациента, находящегося в тяжком положении, на предмет самоубийства, – не богоугодное дело, – заявил РИА АМИ академик РАМН, депутат Сергей Колесников, назвав себя, впрочем, человеком неверующим. – В клятве Гиппократа врач ясно говорит, что не покажет смертного пути. Я негативно отношусь к любому самоубийству и к убийству». Академик Колесников считает, что в нашем обществе нет смысла говорить о таких технологиях, ибо нет «критической массы населения», готового эти проблемы обсуждать. А подталкивать общество к этому тоже не следует.
Однако есть и иные мнения. «Ассистированное самоубийство – это самоубийство, совершенное с использованием знаний или средств, предоставленных другим лицом, – пояснил президент общества специалистов доказательной медицины профессор Василий Власов. – Значительная часть людей перед смертью тяжело страдает, и даже в условиях получения хорошей медицинской помощи их страдания велики и неутолимы. Это не только физическая боль, но и одиночество, бессилие, неспособность отправлять естественные надобности. Для такого человека вскоре становится ясным, что лучшим выходом является смерть».
По словам профессора Власова, число самоубийств в России огромно, мы по этой позиции на одном из первых мест в мире. Одна из причин – плохая медпомощь тяжело страдающим людям. «Беда еще и в том, что большинство людей не знает, как убить себя без больших страданий. Поэтому они совершают самоповешение, сжигают себя, отрезают голову пилой. Это ужасно. Зная о том, что эти люди подвергают себя таким дополнительным мучениям, всякий разумный человек думает прежде всего о том, что им нужна хороша медпомощь. А потом – что им нужна возможность закончить жизнь без мучений. Предоставление знаний о способах самоубийства и есть существо ассистированного самоубийства», – пояснил Василий Власов.
Дело Джека Кеворкяна – одно из самых нашумевших в мире. «Известный в США врач предоставлял не только знания по эвтаназии, но и простейшее средство – машинку, которую включал сам больной. Он засыпал и умирал во сне. О таком мечтают сотни тысяч страдальцев во всем мире, в том числе в России, – сказал профессор Власов. – Французы очень консервативны, но даже они пришли к пониманию необходимости ассистированного самоубийства в исключительных случаях. К сожалению, в нашей стране царствует не просто консерватизм – у нас налагаются запреты на само обсуждение критических, жизненно важных проблем. Мы не сможем развиваться, если не станем открыто обсуждать проблемы жизни и смерти, мучений и помощи, ответственности и прощения».
источник : ria-ami.ru