§

Новости

Владимир Макаров: «Сайты здравоохранения развивать надо, четко понимая, кому адресована информация — пациентам, врачам или чиновникам»
01 Марта 2013 г.

У врачей нет времени на интернет, а пациентам не хватает элементарной информации по вопросам здравоохранения — таковы итоги круглого стола, состоявшегося  в РИА Новости.

  

РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» подготовило рейтинг сайтов региональных органов управления здравоохранением. Основная цель — формирование механизмов обратной связи между органами государственного управления и населением. По словам редактора-продюсера Центра социальных рейтингов РИА Новости по направлению «Здоровье» Людмилы Кочетковой, результаты показали, что информации на сайтах стало больше, но обострился вопрос ее качества.

Если информацию о контактных данных медучреждений еще можно найти на сайте, то информации потребительского характера (например, порядок обращения граждан или список льготных лекарств), просто нет. Как нет и конкретных адресов, куда обращаться за лечением, какие документы нужны для этого. Невозможно найти на сайтах время работы поликлиники или больницы. Еще очень важный момент – обратная связь, на многих сайтах органов здравоохранения в контактах указан адрес электронной почты, но на самом деле она не работает.

Между тем, существует определенный порядок предоставления информации на сайтах, который регламентируется законом. Отсутствие информации на сайтах – это нарушение закона, правда, санкций за нарушение не закон не предусматривает.

Лидеры рейтинга в этом году сменились. Если в 2012 году победителем стал Ямало-Ненецкий автономный округ, то ныне – Ульяновская область. На региональных сайтах можно записаться к врачу и даже задать вопрос министру, ответ на который придет по электронной почте. Сайт активно продвигают в социальных сетях, блогах, создают приложение для мобильных. Как рассказала Ирина Егорова, представитель портала Ульяновской области, в одной из соцсетей создана группа, в которой размещается социально значимая информация, например, о недавней акции – бесплатном обследовании на маммографе.

Решать проблемы через интернет – сегодня своего рода тренд, во всем мире здравоохранение интегрируется в социальные сети, помогая пользователю-пациенту буквально на каждом шагу. Но есть и оборотная сторона медали, о которой говорит заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир МАКАРОВ:

«Мы проводили опрос, что делать с инфоматами, чего хочет население. Граждане предлагают: давайте, мол, мы будем тыкать в кнопочку, на которой написано, что у нас болит, а инфомат будет сам предлагать, к какому врачу пойти. Это в корне неправильно для системы здравоохранения — человек не должен заниматься организацией собственного лечения»

Еще одна важная проблема, которую с помощью сайтов здравоохранения можно было бы решить, — куда и кому пожаловаться: на плохое обслуживание, невыдачу льготных лекарств, невозможность записаться к специалисту. Макаров упомянул московский портал «Наш город», на котором можно проголосовать по поводу качества медпомощи. Хотя на портале видно, что жалоба лишь одна, а в столице с многомиллионным населением вряд ли случай недовольства единичный. Кроме того, пожаловаться можно на поликлинику, а, допустим, на получение медицинской помощи в больницах пожаловаться невозможно. Между тем, жалобами занимаются и страховые компании, и Росздравнадзор. «То, что люди не знают, куда обратиться, — большая недоработка СМИ, в том числе и сайтов», — заметил Макаров.

Почему сайты далеки от совершенства? По мнению Владимира Макарова, возможно, причина в том, что представительство в интернете рассматривается как навязанная сверху и ненужная активность, но это предубеждение необходимо ликвидировать. Причем нужна не столько норма закона, сколько некие содержательные стандарты, направленные на минимальное обеспечение информированности.

Для того, чтобы порталы заработали в полную силу, важна потребность общаться, обмениваться информацией, в том числе внутри медицинского сообщества, а эту потребность нельзя насадить сверху. «От знакомого главврача я слышу: зачем мне все это надо. Достаточно выглянуть в коридор – там и так огромная очередь из пациентов, — говорит Владимир Макаров. – Но культивировать профессиональную среду необходимо. Мы дадим движок, технологию для общения, но как пойдет работа, не знаю. Думаю, не очень, поскольку у врачей нет времени на сидение в интернете».

И все же сайты здравоохранения развивать надо, причем четко понимая, кому адресована информация: пациентам, врачам или чиновникам. Если для пациентов не хватает потребительской информации, то для медработников – комментариев к нормативным документам, что подчас выложены на сайтах. А кнопочка «пожаловаться» — очень нужна.

 


 

источник :  ria-ami.ru

вернуться в раздел новостей