Блогер Валькирия пытается докопаться до истины: «Каким образом в сознании населения укоренился образ обычного врача — пассивного, низкопрофессионального, вечно спешащего, неопрятно одетого и недовольного жизнью, и почему так произошло?»
Сначала я решила, что это случилось в 90-е годы, когда врачам не то чтобы мало платили, а в глубинке иногда и задерживали зарплату по 5-7 месяцев. Лекарства, еду, постель, шприцы и вату пациенты несли с собой, антисептиком, разведенным до состояния "лишь бы пахло", мыли только оперблоки, ремонт заключался в заплатках из дешевой краски и штукатурки, покупку спецодежды и карцелярки переложили на плечи персонала, периодика из ординаторских исчезла совсем, интернета не было.
Сколько врачей ушло из медицины просто потому, что нечем было кормить детей - тайна, покрытая мраком. Но урезать льготы врачам чиновники не посмели. Оставшиеся работали официально на 1,5-2 ставки, неофициально выходило, что на 3-4. И как-то подозрительно много врачей начало умирать на рабочем месте... И была разработана величайшая стратегия, направляющая все здравоохранение страны на рельсы метода "кнута и пряника": пообещать многого, потребовать еще больше, дать чуток, и контролировать-контролировать-контролировать. Врачам отводилась роль пернатых на птицеферме: "несушки" и "бройлеры", корм — оплата по принадлежности к специальности.
(Какую зарплату обещают петербургским врачам через 5 лет, читайте здесь)
Но вдруг я поняла, что был один переломный период в истории болезни российской медицины. И этот период можно назвать периодом реформ, если бы он не уместился в один эпизод анамнеза. Назову его просто: "две тысячи пятый".
А началось все для простых докторов с того, что 29.12.2004 приказом Минздрава № 328 был утвержден порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. И врачи впервые узнали, что такое выписать бесплатный рецепт, а население - получить бесплатное лекарство в рыночных условиях. Пациенты стали разделяться по принципу "льготник-не льготник", "федеральный" или "региональный", уясняли, что такое "отсроченное обслуживание", "препарат-аналог", "торговое наименование" и "МНН".
Амбулаторные карты начали стремительно разбухать от бюрократической ерунды, врачи стали в 3 раза больше писать, зарплаты оставались "замороженными", а где-то "сверху" только начинали тренироваться в попилах бюджета на этой и последующих реформах. ТФОМСы срочно закупали компьютеры (на вес золота) и лекарства (по цене бриллиантов). К началу "томографической" истории все было готово.
По официальной статистике, в 2005 году всего в Российской Федерации насчитывалось 406 тысяч врачей. Общее количество участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики составляло 56 145 человек. Большинство из них (61%) считали свою зарплату несовершенной, а 32% — унизительной. С 1995 по 2005 год число вызовов скорой помощи увеличилось с 15 млн до 50 млн. (в 3 раза), но на зарплатах "скорачей" это не отразилось.
(Изменилось ли что-то в проблемах службы «Скорой помощи» с советских времен, узнайте здесь)
Ах, да! Создана Общественная палата! И во многих областях впервые и очень срочно принимаются законы о частной врачебной практике. Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов также впервые поднимает в прессе тему увеличения пенсионного возраста. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Хабриев начинает подготовку к проверке всех российских станций переливания крови.
Напомню, что в октябре 2005 года правительство сумело затормозить подготовку третьего этапа Всероссийских коллективных действий общероссийских профсоюзов работников народного образования и науки, здравоохранения, культуры в виде возобновления всероссийской забастовки. Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков кричал на всех углах, что "повышение зарплаты бюджетникам является безусловным приоритетом в работе кабинета министров, поскольку от его решения зависит будущее страны".
И еще был принят приказ № 633 от 13.10.2005 " Об организации медицинской помощи населению", названный Леонидом Рошалем "разрушительным" для медицины, т.к. вводил институт врачей общей практики. Несознательные медики, ахнув от щедрот чиновничьих, скопом побежали в участковые терапевты и медсестры. Акушеры-гинекологи затаились в ожидании золотого дождя от родовых сертификатов.
Кстати, в конце 2005 года Михаил Зурабов представил членам правительства программу «Основные направления развития здравоохранения на 2006-2010 г.г.», которая должна была вписаться в реализацию национального проекта «Здоровье». Среди основных направлений – модернизация системы ОМС.
Важным направлением программы, по его мнению, являлось обеспечение доступа населения страны к эффективным, безопасным и качественным ЛС, а также формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Граждан России, прошедших диспансеризацию, будут поощрять 50% скидкой на лекарства, сообщил он 16.12.2005г. на расширенном заседании коллегии Счетной палаты, посвященном результатам аудита эффективности использования государственных ресурсов на оказание россиянам бесплатной медпомощи. Ничего не напоминает? То-то и оно! История у нас идет по спирали (Аудит, между прочим, хреновым оказался. Воруют-с!)
Чтобы узнать, какие же проблемы стояли перед здравоохранением тогда, какие вопросы с утра до ночи обсуждали чиновники в своих куршавелях кабинетах, достаточно прочитать сегодняшние СМИ. Поверьте, один к одному! И слова те же, и лица... Дежавю....
А правительство озвучило главные проблемы здравоохранения: население страны и медицинская общественность обеспокоены ростом смертности от предотвратимых причин и ее омоложением; бесконтрольным ростом платных медицинских услуг и их недоступностью для широких слоев населения; крайне тяжелой ситуацией с оснащением ЛПУ медицинским оборудованием; неэффективностью работы коечного фонда учреждений здравоохранения; продолжающейся тенденцией сокращения числа медперсонала в первичном звене, особенно в сельской местности; низкой зарплатой врачей и медсестер.
Одним из путей решения назревших проблем является разработанный при активном участии Совета Федерации и Госдумы национальный проект «Здоровье», который должен стать конкретным вкладом федерального бюджета в решение проблем качества медпомощи в субъектах РФ. В 2006 г. общие расходы федерального бюджета на здравоохранение должны вырасти на 60%...
(Как в Петербурге будут привлекать врачей к работе в государственных клиниках, читайте здесь)
Для более эффективной реализации проекта необходимо принятие федеральных законов: об обязательном медицинском страховании, о госгарантиях медпомощи, о страховании профессиональной ответственности медицинских работников; о внесении изменений в Основы законодательства об охране здоровья граждан и стандартизации медицинской помощи. Необходимо также избежать излишней зарегулированности деятельности врачей первичного звена. Отметив, что главной проблемой здравоохранения по-прежнему остается хроническое недофинансирование, зам. председателя комитета Госдумы по охране здоровья А.М. Чухраёв подчеркнул: национальный проект не решает всех проблем здравоохранения, но продвигает к его модернизации.
Итак, 7 лет назад все завертелось. Уже потом, в 2007-м, в приказах Минздрава появились строчки про дополнительную диспансеризацию, а в письмах - эпическое: "Исполнение данных нормативных документов обязательно для всех работников учреждений здравоохранения муниципальной и государственной систем здравоохранения. В функциональные обязанности каждого специалиста входит проведение профилактической работы. Диспансеризация населения – это основное профилактическое направление работы.
На органы здравоохранения возложена вся ответственность за выполнение мероприятий Нацпроекта, в том числе проведение дополнительной диспансеризации. Работая в государственном или муниципальном учреждении, Вы обязаны исполнять все приказы Минздравсоцразвития, Комитета здравоохранения, главного врача учреждения, в котором Вы работаете".
А знаете, почему возник вопрос? Приобретая, мы теряем... Приобретя федеральные выплаты по Нацпроектам, доктора обнаружили исчезновение в расчетках таких важных строк, как "доплата за интенсивность" и "премии", а где-то исчезли строки "совместительство" и "за расширение зоны обслуживания", которыми и раньше-то не очень баловали врачебное сообщество. Появился соблазн отказаться от навязываемого "угощения"... Затем появился приказ МЗСР РФ от 12.04.07 (День космонавтики!) №262 "Считать п.7.1 приказа МЗ от 15.10.99 №372 недействительным" (поясняю: п.7.1 содержал определение термина "дежурство на дому" и порядок оплаты труда медработников по данной тематике. Как говорится: "Нет пунктика - нет и дежурств", а соответственно, и оплаты...)
Итак, подготовленные и замученные реформой медики, скушавшие резкое увеличение своих обязанностей в виде вала бумаг и отчетов, не подавившиеся отбиранием крох подработки, были готовы и дальше бежать за призрачной морковкой повышения зарплат. В июле 2010 года экс-министр здравоохранения и социального обеспечения Татьяна Голикова оптимистично заявила: «Очевидно, что интерес к медицинскому образованию растет. Приток молодых кадров в отрасль важен с точки зрения реализации программ модернизации здравоохранения». (Читай: попила денег).
Но только с тех пор каждое нововведение обязательно сопровождалось обещанием повысить медикам зарплату "до должного уровня" и в очередной раз "улучшить, углубить, уконтрапупить"... В 2012 году - ввели новые листки нетрудоспособности, научив врачей писать в 2 раза больше (врачебная комиссия каждые 15 дней, вместо 30), провели аттестацию рабочих мест - и отобрали дополнительные дни к отпускам, доплаты за "вредность" и шанс досрочного выхода на пенсию. Где-то посередине процесса обмена повышения зарплат на адский труд и лояльность, врачи потеряли надежду на лучшее...
В стране — 2013 год. Вот-вот появится приказ, утверждающий порядок организации лекарственного обеспечения для тех, кто хорошо и вовремя прошел диспансеризацию. Минздрав уже достал из старых шкафов поношенные планы. Что осталось отобрать у врачей еще?
источник : evrika.ru