Лекарственное страхование может появиться в России для всего населения. Это означает, что человек, имеющий полис ОМС, платит за лекарства, которые ему прописал врач поликлиники, только часть суммы, а остальное погасит страховка.
Все прежние возражения Правительства РФ о «преждевременности введения системы лекарственного страхования» в России основывалась на недостаточности финансовых ресурсов. Однако эксперты ВШЭ показали в своих расчетах, что эти схемы могут быть дешевле, чем нынешние схемы обеспечения лекарствами избранных групп населения (льготников). 29 марта состоялась встреча группы экспертов с премьер-министром Путиным, где обсуждался данный вопрос. Для начала запуска новой схемы обеспечения препаратами всего населения потребуется добавить только $4 млрд. или 120 млрд рублей, доложили Путину эксперты, и отдали свои предложения руководителю Правительства РФ. Об этом эксперты рассказали 31 марта на заседании общественной организации «Деловая Россия».
Современное потребление лекарств в России составляет, по оценке аналитической компании Cegedim Strategic Data, $17 млрд. Тем не менее, среднестатистический россиянин потребляет лекарств в несколько раз меньше, чем житель любой европейской страны или США, потому что многие препараты ему не карману.
Если бы в России работала система лекарственного страхования, то человек, имеющий полис ОМС, мог бы платить за лекарства, которые ему прописал врач поликлиники, только часть суммы, остальное погашала бы страховка, уверяют эксперты.
Нынешняя схема гарантий государства по доступности лекарств пациентам остается по-прежнему несбалансированной по соотношению обязательств и финансирования, рассказала на заседании «Деловой России» эксперт ВШЭ, директор Независимого института социальных инноваций Лариса Попович.
Локальные программы обеспечения лекарствами дополнительного льготного обеспечения и «7 назалогий», а также региональные программы всех проблем не решают. Уровень ресурсов в разных регионах на обеспечение людей лекарствами отличается часто более, чем в 10 раз. «Принцип, который пропагандировался в России в прошедшие десятилетия— „всем все и задаром“ давно не работает, сказала Попович, и такого нет нигде в мире. „Тем не менее, в последние годы стало ясно, что стоимость медицинских услуг можно подсчитать и ими можно управлять“,— отметила Попович.— И есть возможность в схему обязательного медицинского страхования, при всех недостатках нового закона „Об ОМС“, включить и лекарства».
Директор Cegedim Strategic Data в России Давид Мелик-Гусейнов полагает, что нормативная база уже позволяет внедрять подобные решения. Для их реализации потребуется 300 млрд.рублей, из которых 170–180 млрд.рублей уже оборачиваются в нынешних схемах снабжения населения по разным государственным программам. За счет контроля и обоснованности назначений можно экономить до 25% ресурсов, считает Давид Мелик-Гусейнов.
Доступность лечения резко бы возросла, а ситуация с заболеваемостью в России изменилась, считают эксперты. На разных территориях могут при этом работать разные лекарственные программы в зависимости от структуры заболеваемости населения.
На вопрос GZT.RU о том, какой процент стоимости лекарства должен будет платить сам пациент, Лариса Попович ответила, что система должна быть дифференцированной, от 0 до 80%, в зависимости от того, о какой болезни идет речь, какое лекарство прописано, и к какой группе населения относится пациент. Тогда регион сможет суммой страхового погашения цены влиять и на выбор лекарства (отечественное или иностранное, оригинальное или копия), поддерживать отечественных производителей и т.п. Государство при этом должно исходить из средних цен на препараты на рынке. Есть и мировой опыт, когда государство договаривается с производителями о снижении этой цены.
Предложения экспертов уже были отправлены в 10 регионов России. И в 7 из них готовы приступить к реализации , «как только правительство РФ даст отмашку», сказала Лариса Попович. «Любой губернатор, реализовавший такой лекарственный проект для населения, то есть решивший болезненную социальную задачу, сразу же наберет в глазах федеральной власти много очков вперед»,— считает Мелик-Гусейнов.
Эксперты не считают, что потребуется много времени на введение новых схем страхового лекарственного обеспечения. По мнению Ларисы Попович, это может составить 3–4 месяца.
«Аптеки в России заинтересованы во введении лекарственного страхования,— подтвердила на заседании 31 марта исполнительный директор некоммерческого партнерства „Аптечная гильдия“ Елена Неволина,— но у аптеки в таком случае должны быть отношения со страховой компанией. Кроме того, придется решать вопрос отвлечения денег на фактически кредитование потребителя, ведь возмещаться деньги будут существенно позже. Это значит , кредитовать будет нужно и аптеку. Второй аспект— аптека должна будет уйти с политики „наценок“ на работу по тарифу».