В последние годы нормативно-правовая база здравоохранения была значительно пополнена новыми законами и подзаконными актами, принятыми на федеральном и региональном уровнях. Однако многие положения данных нормативных актов вызывают вопросы в части их применения на практике, особенно в сфере частной медицины. Так, неурегулированным остается вопрос об объемах экстренной медицинской помощи, а также соответствующем возмещении расходов частной клинике за оказанные медицинские услуги.
Статья 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) указывает на недопустимость отказа в оказании медицинской помощи: “Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается”. При этом под медицинской организацией понимается организация любой формы собственности, в т. ч. и частные медицинские клиники, число которых в нашей стране с каждым годом увеличивается.
Данная норма Федерального закона № 323-ФЗ действует с 1 января 2012 г. А с 1 января 2013 г. вступил в силу еще один документ, указывающий на бесплатный порядок оказания экстренной медицинской помощи гражданам в ситуациях, угрожающих жизни: согласно Правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила предоставления платных медицинских услуг), предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний осуществляется без взимания платы (п. 21).
Новации законодательного регулирования оказания экстренной медицинской помощи частными медицинскими организациями поставили на практике вопросы перед врачами: что понимать под экстренной медицинской помощью в контексте Правил предоставления платных медицинских услуг и что входит в объем медицинской помощи, необходимый “для устранения угрозы жизни потребителя”?
Ведь если человеку становится “плохо с сердцем” на территории частной клиники в силу случайного стечения обстоятельств, то экстренная медицинская помощь должна быть оказана без взимания платы, поскольку случай отвечает критериям экстренного случая, предусмотренным ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ: 1) внезапность; 2) острое состояние, представляющее угрозу жизни пациента. Но если экстренное состояние развилось не на территории частной медицинской организации, а пациент по собственному желанию или желанию родственников самостоятельно был доставлен в частную клинику для устранения угрозы жизни, такой случай, согласно действующему сегодня законодательству, является также экстренным, и медицинская помощь пациенту должна быть оказана в порядке, предусмотренном ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ, т. е. без взимания платы.
Исходя из смысла ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ и Правил предоставления платных медицинских услуг, медицинские организации обязаны оказать медицинскую помощь “для устранения угрозы жизни”, однако не урегулирован вопрос, касающийся объема медицинской помощи, которая должна быть оказана для устранения угрозы жизни. Иногда в экстренной ситуации может помочь прием или введение лекарственного препарата, который на некоторое время снимет острый приступ. Можно ли считать в данном случае такую помощь достаточной для устранения угрозы жизни? Законодательство, к сожалению, не содержит ответов на эти вопросы.
Хотя на сегодняшний день экстренные ситуации не являются регулярными в работе частных медицинских организаций, тем не менее их нельзя не учитывать, поскольку с ними связаны определенные издержки организации на оказание медицинской помощи. Вследствие этого перед частной медициной встает главный вопрос: кто и в каком размере компенсирует средства, затраченные на лечение “экстренного” пациента?
Государственные тарифы на лечение “экстренных” пациентов и частная система здравоохранения
Территориальной программой Санкт-Петербурга установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходные материалы, продукты питания, медицинский инструментарий, реактивы и химикаты, услуги связи, транспортные, коммунальные услуги, расходы на арендную плату за пользование имуществом и др. А при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах медицинские организации обязаны обеспечить граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”, и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи. При оказании медицинской помощи в условиях стационара пациенты должны быть обеспечены лечебным питанием.
Таким образом, при многочисленных составляющих, тарифы на медицинские услуги формируются территориальным фондом субъекта РФ без учета реальных расходов клиник, их стоимость не соответствует даже себестоимости, не говоря уже о прибыли. Именно поэтому лечить “экстренных” пациентов по тарифам, установленным государством, частной медицине становится все более невыгодным.
Данная ситуация объясняется еще и тем, что частные медицинские организации при закупке лекарственных препаратов, расходных материалов и медицинского оборудования не связаны Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Указанный закон обязал государственные и муниципальные медицинские организации при заказе, например, лекарственных средств придерживаться суммы, определенной Правительством РФ, а также установил преференции лекарственным средствам российского происхождения. В секторе частной медицины, напротив, приоритет отдается лекарственным препаратам импортного производства, стоимость и зачастую качество которых существенно выше отечественных препаратов.
Поэтому в ситуации, когда экстренная помощь оплачивается за счет государственных средств (средств территориального фонда ОМС и бюджета субъекта РФ), использование дорогостоящих препаратов, амортизация современного импортного медицинского оборудования, высокая арендная плата за помещение, заработная плата медицинского персонала – все это не учитывается при компенсации расходов и влечет за собой убытки для частной медицины.
Подходы к решению проблемы
Таким образом, современная нормативно-правовая база не содержит четкого указания на то, что следует считать “экстренным случаем”, в каких ситуациях частные медицинские организации обязаны оказывать медицинскую помощь “экстренным” пациентам и какой объем медицинской помощи должен быть выполнен “для устранения угрозы жизни пациента”. Возможно, такие вопросы не стояли бы перед современной медициной, если бы финансирование оказанной частными медицинскими организациями медицинской помощи покрывало бы, по крайней мере, расходы на ее оказание. К сожалению, частные медицинские организации в контексте данной ситуации поставлены на “полугосударственные рельсы”, и принципы оказания экстренной медицинской помощи вследствие незначительности ее финансирования со стороны государства идут вразрез с основной целью деятельности таких форм юридических лиц, как общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, – извлечением прибыли. Руководителям негосударственных медицинских организаций не остается ничего другого, как убеждать инвесторов российского медицинского бизнеса руководствоваться не только финансовыми показателями, но и признавать необходимость соблюдения морально-этических норм в работе врачей, которые обязаны оказать экстренную медицинскую помощь любому обратившемуся за ней пациенту.
Для уменьшения расходов на оказание помощи пациентам, затраты на лечение которых компенсируются государством, сектор частной медицины в реалиях современной нормативной правовой базы может действовать следующим образом: пойти по пути экономии, закупая более дешевые лекарственные препараты и снижая зарплату медицинскому персоналу, или же искусственно завышать цены на медицинские услуги, оказываемые пациентам на платной основе. Возможно, это позволило бы снизить себестоимость медицинских услуг до уровня, сопоставимого с размером компенсации из государственного бюджета. Однако для большинства частных клиник, выдерживающих серьезную конкуренцию на рынке медицинских услуг, такие варианты снижения затрат на лечение “экстренных” пациентов неприемлемы.
Безусловно, затронутая проблема – это всего лишь малая часть из многочисленных проблем, которые возникают в частной медицинской практике. Представляется, что ее решение может быть осуществлено путем четкого законодательного закрепления определений “экстренности” и объемов оказываемой медицинской помощи, а также путем дифференцированного подхода государства к установлению тарифов на оказанные медицинские услуги для государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и для частных медицинских организаций.
источник : ria-ami.ru