На днях глава Минздрава России Вероника Скворцова заявила, что нашей стране не хватает 40 тысяч врачей. Количество пациентов, пострадавших из-за дефицита профессиональных терапевтов, акушеров и педиатров, министр не назвала - жертв неграмотной кадровой политики ведомство не считает.
"Знать бы, чьи души спасает Минздрав, занижая статистику. Сейчас, когда регионы согласовывают с Москвой свои программы совершенствования кадровой политики, федеральное ведомство упоминает о 40 тысячах невостребованных вакансий. А полгода назад на Первом Национальном съезде врачей те же чиновники признавались, что стране не хватает 153 тысяч докторов и 800 тысяч специалистов среднего звена", - разговор о кадровом голоде российской медицины многие из наших экспертов начинали с этого сопоставления цифр. Некоторые предлагали корреспондентам "Мира новостей" суммировать для наглядности региональные показатели: "Если в Нижегородской области нет 4500 врачей, в Новосибирской - 13 000, Свердловской - 6500, Волгоградской - 7000, в Краснодарском крае - 9400, то о каких 40 тысячах идет речь? Министр здравоохранения Скворцова лишь в одном права: система окончательно разбалансирована".
Кажется, все в России давно усвоили, что мир глазами простых людей и мир глазами государственных служащих - разные картины.
Чиновники оценивают качество жизни и состояние здоровья населения как математики: сложением, вычитанием, переводом в проценты. А нечиновники за единицами и нулями видят конкретные истории, человеческие драмы. Представители власти анализируют проблемы в строчке "итого", а народ думает, что он потеряет в итоге. Вот и теперь, вникая в министерские отчеты о кадровом дефиците в учреждениях здравоохранения, россияне понимают, что чуть позже услышат данные о смерти пациентов в результате ошибочных действий медицинских работников (по этой причине в стране погибают 50 тысяч человек в год) и многочисленные жалобы от тех, кто стал инвалидом из-за чужого непрофессионализма (комиссии обрабатывают до 170 тысяч претензий в год).
Вряд ли жители регионов доберутся до Минздрава России, чтобы поведать виновникам кадровой лихорадки, во что превратились сельские, городские и районные больницы без опытных специалистов. Но они охотно надиктовали свои "клинические трагедии" корреспондентам "Мира новостей".
УХОД ВРАЧА. ДАЛЕКО И НАДОЛГО.
"У нас в Красной Горе несколько лет нет окулиста, - буднично сообщают жители Брянской области. - Это при том, что после аварии на Чернобыльской АЭС район попал в зону отселения из-за высокого уровня радиации. Доктор приезжает пару раз в месяц из соседних Клинцов. Эндокринолога тоже нет. Он приезжает по вторникам. Хирурга зимой сразил инсульт, теперь нет и хирурга. Единственный гинеколог работает на полставки - сидит в декрете. Чтобы сделать магнитно-резонансную томографию, людям надо ехать в другой город. Одну из пациенток в январе парализовало. Еще и диабет у несчастной нашли. Дочка забрала ее в Брянск, но поскольку мать прописана в Красной Горе, то сдавать кровь женщину заставили по месту жительства. Забор крови в нашей ЦРБ производится по понедельникам и четвергам. Всем семейством караулят то медсестер, то эндокринолога. У нас тут, дорогая редакция, только время лечит. Больше некому. Но вы за нас не бойтесь - в Суземке еще хуже. У них в поселке бывший главврач-хирург застрелил 50-летнюю женщину-гастроэнтеролога, рентгенолога и народ потерял сразу трех врачей. Мало того, в Суземке недавно умерла от свиного гриппа пациентка, потому что ей несколько недель не могли сделать флюорографию. И лор-врача в их ЦРБ нет. Ближайшие специалисты - в соседних Навле и Трубчевске. Одна семья, пока в Навлю на осмотр ехала, попала в ДТП - инвалидами стали. А в Трубчевске после посещения лора сорокалетний мужик умер от анафилактического шока".
"Похоже, везде бардак. Раз в два года мы с ребенком-инвалидом проходим переосвидетельствование, - вздыхает жительница Ломоносова Ленинградской области Ирина Грудкина. - В поликлинике нет половины специалистов. Ортопеда больше месяца ищем. В очередь сто двадцать-какими-то записаны".
В медицинских учреждениях карельского города Пудожа свободна половина врачебных ставок. "Поэтому закрываются многие отделения. С февраля в больнице перестали принимать беременных, хотя в 2012 году администрация сделала косметический ремонт, приобрела кювезы, - жалуется Галина Линдунен из Пудожи. - В начале года наш акушер-гинеколог ушла в декретный отпуск. И все! Хочешь рожать - чеши по колдобинам в Медвежьегорск. Двести километров в схватках".
Кроме акушеров в городе нет терапевтов, врачей приемного отделения, хирургов, анестезиологов. Последние, кстати, в дефиците по всей Карелии. Равно как педиатры, офтальмологи, неврологи, травматологи. В районах резко увеличилось количество туберкулезников - в больницах нет фтизиатров и медики опаздывают с диагностикой.
"Клиники Краснодарского края, как объясняют чиновники, укомплектованы на 45% процентов, - возмущаются жители Кубани. - А они в курсе, что их светила в Славянске послали шестиклассника Виталика Пасечного с переломом височной кости в общую палату? Мальчик скончался, не дождавшись, когда взрослые найдут офтальмолога и нейрохирурга. А чемпиону России по брейк-дансу Жене Смирнову недотепы в белых халатах ампутировали ногу. Не знали, что делать при двойном переломе".
В станице Курской Ставропольского края - своя трагедия. Бывший атаман района Владимир Мохначев почувствовал боли в сердце и обратился к участковому врачу. Полноценного лечения ему не назначили, в отделение кардиологии не положили. Больной нанял медсестру, чтобы она делала ему уколы на дому. Однако через три дня дама пропала, а пациент умер.
"Это к вопросу о качестве кадров, - делает вывод депутат Курской сельской думы Николай Карцаев. - Вызываешь врача и не знаешь, кто явится".
МОЯ ТВОЯ НЕ ПОНИМАТЬ
"Дефицит медицинских кадров - общероссийская беда. В опытных врачах нуждаются периферия и Москва с Санкт-Петербургом, государственные и частные клиники", - констатирует факт член комитета Госдумы РФ по охране здоровья Василий Максимов.
Действительно, ситуация в двух столицах в 2013 году мало чем отличается от положения, к примеру, в райцентрах Дальнего Востока. Московской области не хватает травматологов и реаниматологов. В Санкт-Петербурге из-за дефицита качественных специалистов по акушерству, гинекологии и кардиологии 30 тысяч горожан стали ежегодно выезжать на роды и лечение в Финляндию.
"Боюсь, что на воспитание новых кадров Россия потратит годы. Лет десять как минимум, - прикидывает депутат Максимов. - Надо растить следующее поколение докторов с учетом прежних ошибок".
Одно дело - обозначить проблему, другое - "выписать больному рецепт". Разве Минздрав РФ или Госдума пытаются изменить кадровую политику?
Да, в ноябре 2011 года были внесены изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", установлена стимулирующая выплата в размере один миллион рублей для молодых врачей, готовых работать в сельских учреждениях здравоохранения. И что?
В Калининградской области жилья для врачей не появилось. В Новосибирской администрации оплачивают врачам аренду квартир, что не мешает медикам сбегать из региона. В Ставропольском крае в погоне за миллионами специалисты массово перебрались из городов в села.
Не смешно ли: в 2010 году Всемирная организация здравоохранения ставила Россию на четвертое место в мире по количеству врачей. А в 2013-м Миздрав РФ бьет тревогу: "В стране кадровый голод".
"У нас профицит стоматологов и дефицит анестезиологов-реаниматологов, - информирует коллег министр Скворцова. - Первичное звено оголилось, а вокруг ведущих клиник сконцентрировались избыточные трудовые ресурсы. К 1 мая субъекты Федерации должны представить Минздраву программы по преодолению кадрового дефицита".
Российские регионы уже готовы проводить мастер-классы по крейзи-квилту (перевод с анг. - сумасшедшие лоскутки). Им не первый год приходится ставить заплатки. В Югре и Иркутской области врачей учат взаимозаменяемости - проводят переподготовку узких специалистов.
Правда, у такого метода есть недостаток: хорошего врача-терапевтра никто не будет переучивать на кардиолога и окулиста. Зачем терять профессионала? Значит, лепят "из того, что было".
В Рязанской области проблему нехватки кадров пробовали решить за счет мигрантов - приглашали в поликлиники и больницы медиков из Таджикистана, Киргизии. Но и тут не повезло.
В 2008 году областной департамент здравоохранения прислал в Кораблинский район гинекологов, анестезиологов, педиатров. "Среди приезжих были сильные врачи: замечательный хирург из Узбекистана, талантливый травматолог из Дагестана. Но остальные... Дело даже не в том, что их латынь в рецептах не читается. Мигранты и по-русски с трудом говорят. Пациенты не понимают, что у них спрашивают, - откровенничает с корреспондентами заместитель главы Кораблинского района по социальным вопросам Лариса Денисова. - Люди жалуются, что при разных болезнях врачи назначают одинаковые препараты. А после недавнего происшествия мы вообще не знаем, что делать. В детском отделении медик так залечил четырехмесячного ребенка, что тот умер. Врач скрылся".
Третий вариант борьбы с кадровым дефицитом предлагает сам Минздрав России: контрактно-целевую систему подготовки студентов. Ведомство хочет заставить выпускников вузов отрабатывать потраченные на них средства (не менее 3 лет), после чего молодые люди могут бесплатно поступать в ординатуру. И хотя Костромская и Вологодская области это уже практикуют, их эксперименты противоречат Закону РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
"У нас 20% выпускников не идут работать по профессии. Еще столько же выбирают специальность с ориентиром на частную практику. 8% действующих докторов уходят из больниц. Так платили бы врачам государственных клиник как чиновникам, мотивировали людей, создавали бы реальные, а не фантастические программы, - советует министрам врач-терапевт из Краснодарского края Роберт Саркисян. - И тогда в медицине будет кадровый переизбыток, а не голод".
источник : mirnov.ru