«Мои разговоры с врачами, анализ поступающих статистических данных показывают, что проблема снижения заработной платы медицинским работникам связана в первую очередь с переходом на оплату по стандартам медицинской помощь», — считает Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ Высшая школа экономики.
И, собственно, в неявном виде Вероника Игоревна Скворцова говорит об этом. По ее оценкам, стандарты недофинансированы пятикратно, по моим оценкам, даже больше. Никто реально не считал, сколько нужно денег на стандарты.
Однако внутри стандартов есть такие статьи, на которых экономить невозможно: расходные материалы, коммунальные услуги, лекарства, оборудование. За все это приходится платить полным рублем, стандарты приходится выполнять, поскольку это требование закона. И получается, что единственная «мягкая» часть, на которой в условиях недофинансирования можно экономить, — это заработная плата.
Я об этой ситуации предупреждала еще в прошлом году, говорила о том, что нам нужно уходить от стандартов в сторону медико-экономических интегральных стандартов, медико-экономических нормативов. Однако в законе написано, что медицинское учреждение обязано выполнить стандарт медицинской помощи, а не выполнив его, не получит денег совсем. Поэтому перед главными врачами встала дилемма: в максимальной степени выполнить стандарты, то есть обязательно расплатиться со всеми частями тарифа, за которые нужно платить полным рублем (после чего у них не останется денег на полную выплату зарплаты, но, по крайней мере, выполнив стандарт, медучреждение получает какие-то деньги от страховой компании); если же стандарт не выполнен, страховые компании имеют право вообще ничего не заплатить медучреждению.
Мне представляется, что решить проблему заработной платы только распоряжением министра не удастся. У нас, к сожалению, сложилась очень серьезная системная проблема в здравоохранении. Проблема заработной платы крайне важная, крайне сложная, мне представляется, что вручную, просто путем контроля и надзора, ее не решить. Пока не будут полностью обеспечены стандарты, заработную плату поднять не удастся. Есть два пути. Либо мы отказываемся от обязательности выполнения стандартов (тем более что все говорят, что не видят в них смысла) и переходим к другим формам финансирования лечебных учреждений, вводим, как говорит министр, эффективный контракт, который тоже требует дополнительных денег, оплачиваем врачам их труд так, как они заслуживают. Либо мы вообще потеряем свое здравоохранение, потому что ситуация усугубляется. Сейчас врачи выходят на забастовки, потому что ситуация ухудшается, и улучшиться в условиях недофинансирования не может.
Нам обещают наполнить стандарты к 2015 году. Но спросите у врачей, согласны ли они сидеть на нищенском «пособии» до 2015 года и лечить нас всех? Мне кажется, что даже доверять свою жизнь людям, которые голодны, нельзя.
(Почему врачи озлобились, читайте здесь)
С одной стороны, общественные опросы показывают, что мы уважаем врачей, а с другой стороны, мы не хотим это уважение обращать в адекватную заработную плату. Господа, ну давайте определимся, чего мы хотим - выполнять стандарт, непонятно кому и зачем нужный, но при этом прийти к обнищанию врачей, либо все-таки довериться врачам, их клиническому мышлению, и платить им за это адекватно.
Мне представляется первичной задача мотивации и пациентов, и врачей. Здесь нужно обоюдное движение в сторону большой ответственности пациентов и мотивации врачей путем адекватной оплаты их труда.
Что касается стандартов, я неоднократно говорила, что стандарт в том виде, в каком создан, это мертворожденная величина, ее нельзя использовать в качестве технологического норматива. Стандарт должен быть экономической величиной, как об этом говорит и министр. Но, к сожалению, в законе это никак не указано, там написано, что это технологический норматив, обязательный для выполнения. Но это совершенное безумие! Медицина - не автомобилестроение, не та наука, где нужно выполнять все «винтик к винтику». В медицине такие жесткие технологические стандарты, да к тому же недофинансированные, несут только вред. Нам нужно пересмотреть свое отношение к стандартизации в здравоохранении.
Ситуация зашла в тупик — к этому привела статья 79 323-го закона. А за все расплачиваются врачи своей заработной платой. Чем быстрее мы поймем, что нужно вносить изменения в 323-й закон, тем быстрее исправим ситуацию. У нас есть два регулирующих органа — Росздравнадзор и страховые компании, которые строго следят за выполнением стандартов. Но нет ни одного органа, который отвечает за полное финансирование этих стандартов. Это как Иванушка-дурачок говорит Бабе Яге: «Ты меня сначала накорми, напои, а потом и спрашивай».
А что же мы делаем? Полуголодных врачей заставляем выполнять недофинансированные стандарты. Надо сначала определиться с мотивацией врачей и пациентов, определить реально необходимый объем медицинской помощи, посчитанный не по стандартам, а по реальной потребности, привязанный к структуре заболеваемости. И дальше определяться с объемом средств, которые у нас есть, а которых нет — для них находить источник финансирования.
источник : doctorpiter.ru