Правительство РФ подготовило законопроект, касающийся страхования ответственности медицинского учреждения перед пациентами за врачебные ошибки. Планируется, что компенсации пострадавшим будут выплачиваться за счет средств федерального ФОМС.
Механизм возмещения
Минздравсоцразвития России предлагает страховать пациентов от врачебной халатности, это будет происходить в обязательном порядке при обращении в любое медучреждение. Проект данного закона рассматривается в Госдуме, ему предстоит пройти общественное обсуждение.
Авторы законопроекта намерены создать эффективный и доступный для населения механизм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пациентов при оказании медпомощи.
Теперь больным не нужно будет доказывать вину врача, проходя утомительную судебно-следственную процедуру по сбору доказательств. Главным критерием при вынесении решения о выделении компенсации станет степень увечья, появившегося у них вследствие неправильного или непрофессионального лечения.
Предварительно определены суммы выплат: в случае смерти компенсация составит 2 млн руб. на каждого потерпевшего, в случае инвалидности I группы — 1,5 млн руб., инвалидности II группы — 1 млн руб., инвалидности III группы — 500 тыс. руб. Компенсацию вреда пострадавшим предполагают выдавать единовременно в течение 30 дней.
Отметим, в России ежегодно рассматривается около 700 судебных исков по так называемым «врачебным делам». Однако пациенты выигрывают лишь менее трети этих дел. Безусловно, приведенные цифры далеки от реальных: не все пострадавшие от действий представителей в белых халатах обращаются в суд.
Если закон утвердят, лечебные учреждения будут обязаны работать с полисом по страхованию ответственности. Государственным медицинским учреждениям взносы компенсирует Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а частным клиникам придется изыскивать средства на эти цели из своего бюджета, что, скорее всего, повлечет за собой удорожание платных услуг.
В перспективе, по американскому примеру каждому врачу даже нужно будет получать лицензию на осуществление медицинской деятельности. Ожидается, что эти нововведения заставят медиков подходить к выполнению своих обязанностей более профессионально и ответственно.
У кого под контролем?
Министерство здравоохранения Челябинской области пока не готово комментировать данную правительственную инициативу. Мотивация ясна — пока у наших специалистов не было возможности ознакомиться с текстом законопроекта. Проект находится в стадии разработки и еще достаточно сырой и не проработанный.
— Статистика врачебных ошибок в минздраве не ведется, так как мы рассматриваем, насколько действия больницы (как юридического лица) соответствовали утвержденным порядкам и стандартам оказания медпомощи, — комментирует Ольга Сукинова, пресс-секретарь министерства здравоохранения Челябинской области. — Сама структура контроля качества медицинских услуг очень сложная. Если пациенту оказали медпомощь ненадлежащего качества, он может обратиться либо к главному врачу самого лечебно-профилактического учреждения (известно, что самый первый уровень контроля качества — внутренний), либо в муниципальное управление здравоохранения, либо в региональный минздрав.
В последнем жалобами занимаются сразу несколько отделов. Отдел контроля качества следит за соответствием оказания помощи стандартам и порядкам в наших подведомственных учреждениях. Управления организации медпомощи детям и взрослым оценивают правильность проведенных лечебных мероприятий. Отдел лекарственного обеспечения принимает жалобы на отсутствие нужных медикаментов для льготников или просто в больнице (когда, например, пациента заставляют покупать какое-то лекарство во время нахождения в стационаре).
Права пациентов защищают также Управление Росздравнадзора по Челябинской области, страховые компании, ФОМС и прокуратура.
Кстати, по данным Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования, в течение 2012 года к ним и в страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС Челябинской области, поступило 527 жалоб, из которых 48 % были признаны обоснованными. В 39 % случаев люди жаловались на ненадлежащее качество медицинской помощи, 24 % обратившихся указали на неудовлетворительную организацию работы медицинских организаций, на отказ в медицинской помощи по программе ОМС пожаловались 10 %, на взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС — 7 %.
источник : up74.ru