с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Олег Салагай: «Учреждение здравоохранения не является магазином, чтобы говорить о нем в терминах рентабельности»
05 Апреля 2013 г.

В редакцию Российского агентства медико-социальной информации АМИ приходят письма из самых разных регионов. В них люди жалуются на массовое закрытие лечебных учреждений и, по сути, снижение уровня доступности медицинской помощи. Таким образом проводимая на протяжении трех лет реформа системы российского здравоохранения получает неоднозначную оценку как в медицинских кругах, так и в пациентских сообществах.

 

 

В Тверской области в конце января по дороге в больницу умер ребенок из деревни Полубратово. Ближнюю к деревне больницу закрыли, а в дальнюю скорая везла мальчика больше двух часов. В Ярославской области с января этого года закрылись семь роддомов. Жителям предложили обращаться в областную больницу, ехать до которой от некоторых сел 100 км. Во Владимирской области после закрытия семи роддомов, осталось три: в самом Владимире и четыре в области. И это – на 127 муниципальных образований. Конечно, этого нельзя было делать без подготовки автопарка скорой помощи и разработки маршрутизации, что относится к полномочиям региональных властей.

Возмущение населения вызывали даже те случаи оптимизации, когда качество медицинского обслуживания после реструктуризации коечного фонда нисколько не снижалось. Например, в больницах Липецкой области убрали простаивающие койки, после чего все равно осталось 350 мест сверх норматива. Ни один ФАБ (фельдшерско-акушерский пункт) в области не был сокращен. Некоторые даже перепрофилировали в офисы врачей общей практики. После того как представители власти разъяснили населению это, а также ряд других преимуществ, волна возмущения спала. С гражданами на местах надо вести большую разъяснительную работу о сути нововведений, объяснять подробно, что получится в результате. Люди имеют право на диалог с чиновниками, поскольку любые изменения в медицинском обслуживании касаются каждого непосредственно.

Принимая решение о закрытии роддомов, чиновники руководствуются приведением фактической коечной мощности акушерских стационаров к нормативной в связи с так называемыми «низкими показателями работы акушерских коек». Но нельзя же эффективность работы всех учреждений оценивать с точки зрения рентабельности. Если руководствоваться этим принципом, то нужно закрывать роддома в половине страны. Слово «рентабельность» в медицине, как вы понимаете, не всегда уместно.

Кто в ответе за оптимизацию в регионах: Министерство здравоохранения или Минздравы субъектов России? Для того чтобы разобраться в этой ситуации, мы пригласили в гости пресс-секретаря министра здравоохранения, заместителя директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава РФ Олега Салагая.

 

- Олег Олегович, массовое закрытие медицинских учреждений в ряде регионов, в частности, в Ярославской области, вызвало протест местных жителей и широкий общественный резонанс. А почему возникла необходимость закрывать маломестные больницы и роддома? Ведь это, по сути своей, ухудшает доступность медицинской помощи на местах.

- Никакого документа со стороны Министерства здравоохранения либо другого федерального органа, который бы говорил о необходимости закрытия лечебных учреждений в сельской местности, не издавалось. И это очень важно понимать.

Вы совершенно справедливо отметили, что ключевыми показателями улучшения медицинской помощи, на достижения которых направлена реализуемая Министерством политика, являются повышение ее качества и доступности. Если в сельской местности отсутствует медицинское учреждение, то о какой доступности можно говорить?

Другое дело, что для оказания медицинской помощи учреждение должно соответствовать определенным требованиям. Очевидно, что в XXI веке женщина не должна рожать в учреждении, оборудованном по стандартам XIX века. Не может в XXI веке перевод из деревенского медучреждения в городское занимать три дня.

- На оленях – может, Олег Олегович.

На самом деле, мы уже знаем, в чем подоплека. Сокращение ЛПУ на местах происходит не по директиве федерального Минздрава. Это инициатива местных органов власти. Причина, насколько я понимаю, кроется в определенных экономических факторах.

- Мне кажется, совершенно неправильно, когда речь заходит о лечебных учреждениях, говорить об экономической подоплеке. Главное все-таки – обеспечить граждан медицинской помощью, и в данном случае учреждение здравоохранения не является, простите, каким-то магазином, чтобы говорить о нем в терминах рентабельности.

- В этом заключается позиция федерального Минздрава. Но регионы-то живут на своем собственном обеспечении.

Почему же началась вся эта история? Потому что региональные власти пытаются проводить оптимизацию, чтобы сократить расходы и улучшить качество. По крайней мере, так декларируется. При этом приводятся экономические аргументы, что содержать такое количество ЛПУ они не в состоянии.

- Министерство здравоохранения подготовило письмо, подписанное министром, в котором перечислен ряд условий, соблюдение которых необходимо при любой оптимизации. В частности, указано, что до изменения маршрутизации должно быть обеспечено достаточное количество коек в тех учреждениях, куда будут направляться в нашем случае женщины, поскольку мы говорим о службе родовспоможения.

- Вы говорите маршрутизация. Значит ли это, что вы устанавливаете, насколько далеко должны располагаться медучреждения, к примеру этот роддом, и сколько там должно быть свободных коек? Это устанавливает стандарт?

- Здесь речь не идет о какой-то фиксированной цифре. Потому что, понятно, что в каждом конкретном случае и отдаленность, и количество дополнительных свободных мест в учреждениях должно быть индивидуальным, исходя из потребности региона. Другое дело, что то, о чем вы сказали – о возможности доезда санитарного автотранспорта, – прямо указано в письме, о котором я говорил. В нем говорится о необходимости не только обеспечения бесперебойной работы санитарного автотранспорта, но и регулярного мониторинга времени доезда.

- А кто будет мониторить это время? Имеют право граждане сообщать какую-то информацию и куда им обращаться для этого?

- Граждане могут обращаться в органы государственной власти субъекта РФ, если речь идет об организации оказания скорой помощи в конкретном муниципалитете или районе. Думаю, они найдут поддержку в местных органах власти. Но если им кажется, что на уровне субъекта получить помощь невозможно из-за каких-то объективных препятствий, они всегда могут обратиться в Министерство. У нас открыта «горячая линия», а также есть электронный адрес help@minzdrav.ru, на который граждане могут написать электронное письмо и получить ответ в очень короткий срок.

С недавнего времени в Минздраве открыта «горячая линия», куда граждане могут обратиться, чтобы сообщить о своей проблеме. С 20 февраля этого года на «горячую линию» поступило 281 обращение от граждан и фондов. В 64 случаях была оказана медицинская помощь за счет средств федерального бюджета, в 33 случаях была оказана помощь в оформлении документов для получения медицинской помощи. Срок рассмотрения обращений не превышает двух недель.

По закону на рассмотрение обращений отводится в два раза больший срок, а с учетом возможной пролонгации он может достигать 25 дней. Поэтому можно сказать, что линия достаточно неплохо обрабатывает запросы.

Телефоны «горячей линии» Министерства здравоохранения РФ:

8 (495) 627 2993
8 (495) 627 2400

e-mail: help@minzdrav.ru

- Олег Олегович, мы знаем, что Министерство активно работает с регионами. Министр недавно была в Дагестане, провела большое селекторное совещание в Чувашии, и на апрель запланирована обширная программа поездок во множество регионов.

- Совершенно верно. В апреле мы планируем целую серию поездок, связанную с обсуждением региональных программ развития здравоохранения. Это очень важный документ и очень важный механизм. Посредством него госпрограмма развития здравоохранения будет правильным образом, с учетом региональной специфики, интегрирована в каждый регион. Мы ожидаем от поездок возможности ознакомления с ситуацией непосредственно на местах.

Понятно, что картина, которую мы видим в Москве, не всегда может быть тождественна тому, что происходит на месте. Мы хотим, чтобы те идеи и те задачи, которые положены сейчас в основу государственной политики в сфере здравоохранения, были верно и без всякого искажения были реализованы в конкретном субъекте.

- В какие регионы вы планируете поехать?

- Мы планируем съездить во все 83 субъекта.

В завершении передачи хотелось бы выразить надежду, что усилия российского Минздрава по реформе системы отечественного здравоохранения, наконец-то, увенчаются успехом и инициатива ведомства по созданию «горячей линии» для обратной связи с гражданами и контроля ситуации в регионах даст ожидаемый эффект.

Если у вас появились вопросы, Вы можете прислать их по адресу: info@ria-ami.ru. Мы продолжим следить за этой ситуацией на нашем портале. Пишите нам, звоните нам.

С Вами был ведущий программы главный редактор Российского агентства медико-социальной информации АМИ Игорь Ланской.

Всего вам доброго. Будьте здоровы.

 


 

источник :  ria-ami.ru

вернуться в раздел новостей