с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Права и обязанности врача и пациента: вопросы без ответов
12 Апреля 2013 г.

«Мы добились: системой здравоохранения недовольны половина населения страны и большинство медработников», – такое мнение высказал Александр Иванов, главный редактор объединённой редакции «Здравоохранение» ИЦ «МЦФЭР-Медицина» в ходе круглого стола «Врач и пациент: правовое поле, вопросы взаимодействия». Заседание прошло 10 апреля 2013 года в информационном агентстве «ГАРАНТ» и транслировалось на всю страну.

 

 

«В течение 20 лет говоря о необходимости построения пациентоцентристской модели здравоохранения, мы увеличили расходы государства и граждан на медицинскую помощь, внедрили принцип «деньги следуют за больным» и развели пациентов и медиков по разные стороны «прилавка». Мы научились имитировать социологические исследования «удовлетворённости пациента» силами среднего медперсонала, сформировали «обязательные для организации и необязательные для врача» стандарты и сохранили систему экспертной оценки качества медпомощи. Мы снизили престиж профессии врача и спровоцировали отток кадров из отрасли», – констатировал Александр Иванов.

Эксперт убежден: принято считать, что платные услуги хотят оказывать ЛПУ, но на самом деле этого хочет законодатель. В федеральном законе № 83-ФЗ написано, что он «направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения) расходов бюджетов на их предоставление, путём создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных средств».

Введение платных услуг в государственных ЛПУ создает коллизии в соблюдении прав пациентов. Больной знает, что у него есть права гражданина, потребителя, пациента. И ему совсем неинтересно, можно ли их реализовать, ничего не нарушив. Это трудности медицинской организации. «Парадоксально, но в обязанностях медицинских организаций не прописано, что они должны охранять права пациента», – отметил Александр Иванов.

Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи. Медицинские организации имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги на иных условиях, чем это предусмотрено в программе государственных гарантий. Возникает вопрос: можно ли по желанию пациента оказать медицинские услуги на тех же условиях, что и в программе госгарантий? Если нельзя, то как же права пациента и его желание лечиться за свои же деньги?

При оказании платных медицинских услуг не должны ущемляться права других граждан, получающих медицинскую помощь безвозмездно, в рамках территориальной программы госгарантий. Ущемляются ли права пациентов, если другим пациентам за плату предоставляется: приём врача, исследование и плановая госпитализация вне очереди, услуги медицинского персонала более высокой квалификации? Вопрос риторический. Всё это ведёт к конфликтам между пациентами и медицинской организацией и влияет отрицательно на имидж системы здравоохранения в целом.

Ещё один важный момент: медорганизации имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Такая анонимность недостижима на практике – с пациентом должен быть заключён договор на оказание платных услуг, в котором обязательно указываются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, телефон потребителя и перечень платных услуг, предоставляемых в соответствии с договором. К тому же медицинская организация обязана вести документацию и представлять отчётность в официально установленном порядке.

Кроме того, за плату допускается применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи. В данном случае непонятно – замена препарата – это услуга или продажа? Если продажа, то должна быть лицензия на фармацевтическую деятельность. Если услуга – то нужно ее четко сформулировать. И как конкретный бренд окажется в медицинской организации, если закупки лекарств проводятся по закону № 94-ФЗ, т.е. по международному непатентованному названию? Не урегулирован и вопрос возможности применения медицинского изделия, предоставленного самим пациентом.

Пациент сейчас получил право влиять на лечение – и получается, что в некоторых ситуациях ЛПУ не может предоставить больному помощь в соответствии с профессиональными знаниями врачей. Что же происходит с другим влиятельным лицом –  экспертом страховой компании? Он может существенно изменить ход лечения, перечень назначений и медицинских процедур. Такое вмешательство фактически является медицинской деятельностью и требует соответствующей лицензии. Страховые компании ее не имеют.

Качество платных услуг должно соответствовать условиям договора или требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. Экспертиза медицинской помощи, оказанной вне сферы ОМС, проводится Росздравнадзором на основании «Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи» (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2006 № 905), с привлечением экспертов, аккредитованных Федеральной службой по аккредитации (Постановление правительства РФ от 20.08.2009 № 689). Но нет стандартов качества медицинской помощи – есть «Стандарты медицинской помощи».

Чтобы соблюсти права пациента в полном объёме, ему должна быть предоставлена информация о профессиональном образовании и квалификации медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу. Однако персональные данные медработника не могут быть предоставлены третьим лицам без его согласия. Получается, надо выбрать, чьи права нарушить – врача или пациента.

После исполнения договора больному должны выдать медицинские документы – копии и выписки. А если пациент не расплатился за указанные услуги? Всё равно должны. У медработников нет рычагов влияния на такую ситуацию.

Медицинские организации несут и другие финансовые риски. В случае неудовлетворённости потребителя оказанными медицинскими услугами они компенсируют ему неустойки, убытки, платят штрафы в пользу государства (Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 и Гражданский кодекс РФ гл. 59).

Подводя итог, Александр Иванов констатировал, что накопилось огромное количество вопросов, не имеющих ответов. Ситуацию может исправить только внесение соответствующих изменений в законодательство.

 


 

источник :  ria-ami.ru

вернуться в раздел новостей