Похоже, русская национальная забава под названием «самолечение» превращается в насущную необходимость и перестает быть способом самовыражения нашего творческого народа. Консультации с соседкой, которая «много болела, а потому все знает» - не анекдот. Мы всегда так жили: то жалея времени на походы к врачам, то не доверяя их мнению. Советовались в аптеке, пробовали на себе все, что может помочь, и свято верили в силу заклинания «само пройдет». Нам повезло, скажу я вам, потому что это в нашем характере. А значит, нам будет легче.
"Работать на врача"?
Если вы заметили, в области здравоохранения идут так называемые преобразования. В Москве, например, укрупняются поликлиники: районные поделили на головные и второстепенные, так называемые филиалы. Оборудование из филиалов вывозится в головные учреждения. Ликвидируются «лишние» специалисты - те, которые работают с нагрузкой, не соответствующей нормативам. Если ваша районная поликлиника стала головной, вам повезло – сэкономите время. Например, направление в больницу теперь нельзя получить в филиале, не пройдя головной организации. Это удлиняет и без того муторный и безрадостный путь для тех, кто вынужден пользоваться государственной медициной.
«Продолжается процесс, который начался примерно 10 лет назад – процесс преобразования здравоохранения. Слово реформа у нас запрещено употреблять, - говорит Василий Власов, Президент Общества специалистов доказательной медицины. - Процесс этот идет таким образом, что количество денег уменьшается, а значит необходимо сокращать то здесь, то там. В особенности, это заметно на селе: закрыты десятки тысяч фельдшерско-акушерских пунктов, тысячи маленьких больниц. Это вытекает естественным образом из того, что экономятся деньги. Естественно, заявленный критерий другой: улучшение качества медицины. А по сути, причина в том, что нам надо проводить Олимпиаду в Сочи».
Москва и другие крупные города, по мнению Василия Власова, есть и останутся в лучшем положении, чем сельская местность, так как найти врача в городе всегда можно - их здесь много. Что же касается отдаленных регионов и просто глухих деревень, ситуация уже выглядит драматично, считает он: «Доехать куда-то больному человеку – огромная проблема. Автомобилей мало, а если бы они и были, дорог нет. Раньше, когда бензин был бесплатным, можно было попросить тракториста довезти за бутылку водки, а сейчас это невозможно. И наши с вами городские проблемы не идут ни в какое сравнение с их проблемами».
Если продолжить эту мысль, можно предположить, что жители крупных городов просто больше будут «работать на врача». А вот там, откуда не выберешься и за бутылку водки, не начнет ли сокращаться население? Не «подкрепиться» ли официально признанный демографический кризис смертями по средневековой причине – из-за отсутствия медицинской помощи? К слову сказать, предыдущие критические провалы рождаемости были на фоне войн - Гражданской и Великой Отечественной, на фоне голода, коллективизации и массовых сталинских репрессий. Мы сейчас оказались в похожей «яме».
А если вспомнить Менделеева – да-да, того самого, Дмитрия Ивановича - то по его расчетам, нас, россиян, к концу ХХ века должно было быть уже около 600 миллионов. Считал он, конечно, в границах империи, но проследить тенденцию можно. И как бы мы ни критиковали «химика, влезшего в демографию», приходится признавать факт истребления народа. Пойди мы по цивилизованному пути, не скакали бы сейчас вокруг отметки в 143 миллиона и не звали бы на работу граждан из братской Азии. Впишет ли нынешняя реформа здравоохранения свою строку в нашу парадоксальную историю, нам с вами предстоит наблюдать.
Что касается роста числа тех, кто будет вынужден тратить больше времени на получение направления в больницу, то здесь, как говорится, «зри в корень». Понятно, что люди рвутся в стационар не за чудовищными порой условиями. Рвется тот, для кого это единственный способ получить бесплатные лекарства. На взгляд, Василия Власова, больницы можно было бы солидно разгрузить, обеспечив этими бесплатными лекарствами амбулаторных больных, как это делается в мире для пациентов с доходами средними и ниже средних: в развитых странах и даже в таких бедных, как Киргизия.
Однако на этот шаг Россия пока не идет, предпочитая тратить гораздо большие деньги на укрупнение и слияние медучреждений.
С молотка?
Мой хороший знакомый – юрист, специализирующийся на недвижимости и пожелавший остаться неназванным – давно сделал предположение, комментируя ситуацию в Москве: «Сейчас они поликлиники укрупнят, а потом начнут закрывать филиалы и распродавать здания бывших районных». Озвучиваю это Василию Власову и получаю ответ: «Подозрение, возможно, где-то и оправдается. Там, где есть «лишние» медицинские организации – то есть не соответствующие необходимому количеству населения – укрупнение может стать первым шагом к тому, чтобы отдельные поликлиники закрыть». Это к вопросу о многочисленных заявлениях чиновников в стиле «Мы не уничтожаем медицинские учреждения, а объединяем их!»
Понятно, что процесс уже не остановить. Есть ли какое-то компромиссное решение? Есть, считает Власов, так как в России уже 20 лет как-то развивается первичная помощь по принципу семейного врача – специалиста, который может помогать всем членам семьи в основных проблемах, десятилетиями наблюдая их. Эта система стала бы ответом на нехватку первичной помощи. В Великобритании такой врач называется GP (General Practisioner).
Кормить не будут, но дадут заработать
И еще, о спасении утопающих. Это по-прежнему дело рук самих утопающих, но уже за наличный расчет. «Акцент в обеспечении здравоохранения переносится на регионы, которые должны из своих средств оказывать медицинскую помощь, средств же у них всегда не хватает. А для того, чтобы они могли справиться с этой задачей, им предоставлена возможность больше оказывать платных услуг», - говорит Власов. И резюмирует: «К счастью, ситуация будет ухудшаться постепенно. Люди будут страдать, приспосабливаться и платить деньги».
источник : infomedics.ru