Министр здравоохранения Вероника Скворцова рассказала руководителям региональных органов управления здравоохранением Северо-Западного округа о том, что они делают неправильно. И предупредила о персональной ответственности главных врачей за махинации с зарплатами и об уголовной ответственности — за закупку оборудования.
О порядках и стандартах медицинской помощи
- На прошлой неделе вступили в силу 60 утвержденных «Порядков оказания медицинской помощи» по всем основным медицинским профилям. В ближайшее время будут опубликованы и вступят в законную силу почти 800 стандартов оказания медицинской помощи. Хочу напомнить: «Порядки…» обязательны для исполнения на всей территории страны. Они фактически закладывают новые подходы к лицензированию медицинской деятельности, и Росзравнадзор будет проверять в первую очередь их: выполнение технологической цепочки, наличие оснащения и кадров, без которых реализация этих технологических цепочек невозможна.
Медицинские стандарты пишутся не для врачей, а для организаторов здравоохранения, они являются лишь базисом для экономических расчетов. Стандарты позволили нам просчитать потребность в финансировании отрасли, она составляет примерно 1,5 трлн рублей. Этот объем финансирования будет достигнут только к 2015 году. Сегодня у нас есть 985 млрд руб из Федерального фонда ОМС плюс дополнительные средства из бюджетов субъектов Федерации, которые все равно не позволяют нам достичь 1,5 трлн.
О переходе на оплату по методике клинико-статистических групп
Финансирование отрасли происходит в несколько этапов. Первый - просчет потребности в финансировании отрасли. Второй – распределение денег по регионам с учетом их бюджетной обеспеченности, особенностей демографии, заболеваемости, смертности и других показателей. Третий – деньги приходят в регион и распределяются по медицинским учреждениям тарифной комиссией, формирующейся при губернаторе. В состав комиссий должны входить профсоюзы, общественные медицинские профессиональные организации. Но в ряде регионов все происходит не так.
Министерство здравоохранения закончило огромную работу, которую проводило со Всемирным банком. Была разработана новая методика доведения денег до конкретных лечебно-профилактических учреждений, в зависимости от их профиля, от условий оказания медицинской помощи (плановой или экстренной). Это методика клинико-статистических групп (Diagnostic Related Groups). Впервые она была разработана в Австралии 20 лет назад и сейчас используется всеми системами здравоохранения Европы и Америки. Она позволяет рассчитывать и прогнозировать необходимое финансирование для учреждения, в зависимости от его профиля. Внутри каждой клинико-статистической группы есть собственные закономерности формирования тарифов: если в абдоминальной хирургии 70% стоимости лечения составляет зарплата хирурга, то в работе ортопеда — лишь 30% составляет зарплата, а 50% — стоимость имплантируемой конструкции. Учитывая эти особенности, мы хотим адресно и точечно доводить деньги до каждого лечебного учреждения.
Несмотря на то, что в начале декабря каждый регион получил эту методику с объяснениями, в одних регионах до сих пор пользуются сметными расчетами с оплатой за койкодень (в стационаре) или за посещение (в амбулаторном учреждении). Это самая неэффективная методика расчетов, которая не зависит от качества работы учреждения.
(В каких больницах Петербурга койки работают больше нормы, узнайте здесь)
В других регионах ориентируются на оплату по законченному случаю, что эквивалентно медико-экономическому стандарту. От этого способа оплаты тоже давно отказался весь мир, потому что стандарт — это усредненный случай и, как правило, работа в соответствии со стандартами приводит к завышению сумм, получаемых учреждением. Оплата каждого пролеченного случая по стандартам – абсолютно недопустимое занятие, именно поэтому весь мир работает по клинико-статистическим группам.
Следующий этап — когда деньги приходят в медицинское учреждение, тарифы переформировываются с учетом оплаты труда, которая зависит от эффективности работы. Он основан на самостоятельности субъекта – медицинского учреждения. Но, как мы знаем, методология расчета оплаты труда уже изменилась, каждое учреждение в этом смысле автономно. И в связи с этим тоже появились проблемы.
О выплатах зарплаты и нечестных главврачах
Недостаток финансирования отрасли, к сожалению, сохраняется, но тем не менее по сравнению с 2012 годом мы сделали колоссальный рывок. На 61% увеличены субвенции всем субъектам РФ, что позволяет нам увеличить заработную плату в лечебно-профилактических учреждениях на 45–52% в зависимости от того, стационарное это или амбулаторное учреждение. А в отдельных городах у врачей сегодня зарплата — 8 тысяч рублей. Хотя мы еще в прошлом году рапортовали о том, что средняя зарплата врача – 23 тыс руб, а для врачей, работающих в системе ОМС, – 32 тыс. Что происходит?
(Какую зарплату пообещали врачам Петербурга уже к концу года, смотрите здесь)
Мы открыли горячую линию, на которую любой врач из любой точки страны может нам сообщать о нарушениях в оплате труда на местах. Мы выяснили, что нарушения в оплате связаны с тем, что:
1. Неэффективно работают тарифные комиссии, нарушают законодательство, не включая в состав комиссий общественников, представителей медицинской практики, профсоюзов.
2. Нечестные главные врачи иногда треть направленных в учреждение денег берут на себя и свое ближайшее окружение, лишая других сотрудников фонда оплаты.
15 апреля мы начали мониторировать заработную плату врачей и медсестер в медицинских организациях так, чтобы средняя зарплата рассчитывалась не по муниципалитету, а по каждому учреждению. Мы проанализируем полученные данные, чтобы выяснить, не происходит ли так, что деньги разворовываются по цепочке и до конкретного учреждения и его сотрудников доходит 20-30% направленных государством сумм.
Просьба к руководителям региональных органов управления здравоохранением: внимательно пересмотреть составы тарифных комиссий и персональный состав главных врачей и людей, которые занимают руководящие посты в лечебно-профилактических учреждениях.
О сокращении коечного фонда и закрытии медицинских учреждений
Еще одна проблема – абсолютное непонимание оптимизации и выстраивания трехуровневой системы в здравоохранении (первичное звено, диагностические центры, стационары – прим.ред.). Ни в одном документе, которые издает Министерство здравоохранения, вы не увидите намерения бездумно сокращать койки. Все наши требования – это увеличение в процентном отношении объемов помощи, которая оказывается амбулаторно. Мы говорим о том, что у нас неадекватно занижены объемы амбулаторной помощи и помощь в дневном стационаре.
(Как в Петербурге будут сокращать койки в 2013 году, узнайте здесь)
Там, где низкая плотность населения, надо создавать социальные гостиницы при дневных стационарах, чтобы люди могли не ехать после трехчасовых процедур домой, а остановиться в недорогой гостинице за 200-300 рублей, а мы могли не тратить огромные деньги на дорогостоящие койки в клиниках. Такая форма работы уже зарекомендовала себя в Якутии, Бурятии, в некоторых северных районах.
Что касается закрытия коек. Вы помните, какая неприятная история произошла с закрытием трех коек родильного дома в Ярославской области, расположенного в помещении, абсолютно не приспособленном под медицинское учреждение. В 20 км открыли хороший родильный дом, но власти никак не объяснили необходимость в таком решении, это ее ошибка. В Чувашии, например, которая активнее других регионов переформировывает свою систему здравоохранения, в точно такой же ситуации власть организовала доставку населения в автобусах в новое медицинское учреждение, знакомила с условиями, персоналом, главным врачом. И люди восприняли эти изменения «на ура».
Органы управления здравоохранением в регионах должны решать, где оставить маломощное медицинское учреждение, а где стоит его закрыть, заниматься укрупнением. Напоминаю, в мае 2012 года Минздрав всем направил информационное письмо о том, что если населенный пункт, в котором проживает менее ста человека, находится в 6 км и больше от ближайшего медицинского учреждения, в нем должны сохраняться ФАПы. И в большинстве регионов количество ФАПов растет. В Татарстане начали выпускать модульные ФАПЫ – дешевые и качественные, они быстро строятся, и все в них предусмотрено для работы.
О модернизации и уголовных делах
До сих пор в Северо-Западном регионе не завершена программа модернизации. А 1 июня – доклад на правительстве о ее полном завершении. У нас есть информация о том, что в шести из 11 регионов Северо-Запада есть большие проблемы с нецелевым, несвоевременным, неэффективным использованием денег. Очень прошу работать так, чтобы новые уголовные дела не открывались. Нарушений масса. Это и неправильное толкование государственно-частного партнерства – при формировании концессионных соглашений не прописаны условия предоставления медицинской помощи в рамках ОМС: в результате в учреждениях, отданных в концессию, оказываются только платные услуги. Это и сдача государственной земли в аренду по цене в 10 раз ниже рыночной.
Отдельная тема – медицинское оборудование, в том числе контрафактное. В Северо-Западном округе закупается под видом известной торговой марки даже не Китай, а секонд-хенд. Все это персональная ответственность руководителей региональных органов управления здравоохранением и их команд, которые должны отвечать за то, что делается в региональной системе здравоохранения. Иначе у нас у всех будут неприятности.
О льготных лекарствах
- Перечень лекарств, которые будет разрешено закупать не по международному непатентованному (МНН), а по торговому наименованию, будет подготовлен к концу года. Речь идет об инсулинах, циклоспоринах и некоторых других препаратах. Но и сейчас регионы в отношении этих лекарств проводят отдельные конкурсы.
Что касается дорогостоящих орфанных препаратов, то предполагалось, что после того, как все регионы пришлют данные по своим пациентам с редкими заболеваниями, которым требуются дорогостоящие лекарства, будет составлен общероссийский реестр. На его основании Минздрав совместно с субъектами Федерации просчитает, сколько средств требуется для обеспечения препаратами страдающих редкими (орфанными) заболеваниями по каждой из 24 нозологических форм, «вычленит» самые «дорогие» заболевания, лечение которых субъекты Федерации взять на себя не могут. Поскольку законодательно Минздраву разрешено расширять перечень заболеваний, требующих дорогостоящего лечения, федеральный центр сможет взять их финансирование на себя.
Однако несколько регионов задержались с предоставлением списков своих пациентов, последние данные были присланы в марте. Поэтому работа над реестром и расчеты задерживаются. Кроме того, надо учесть, что в этом году у нас нет большого финансового люфта. Но мы все сделаем, доложим председателю правительства, и правительство рассмотрит наши предложения совместно с Минфином и Минэкономразвития. Только тогда будет решено, получат ли регионы средства из федерального бюджета на орфанные лекарства в этом году или нет.
источник : doctorpiter.ru