Массовое одобрение гражданами введенного Минздравом информированного согласия на медицинское вмешательство свидетельствует о том, что люди не знают, под чем ставят свою подпись.
А иначе не объяснить того, как можно подписывать документ, в котором предупреждается, что в некоторых случаях даже не самая сложная медицинская процедура может привести к смертельному исходу пациента.
Контора пишет
В наши медицинские учреждения интересно ходить даже ради любопытства. Каждый визит – это новый документ от Минздрава, который вам непременно предложат подписать. Некоторые «бумажки» поражают изобретательностью чиновников от медицины, которые думают не над тем, как добиться наивысшего качества предоставляемых услуг, а о том, какие бы еще способы изыскать, чтобы надежнее защитить эскулапов от ответственности в случае причинения ими вреда здоровью пациента.
Одним из примеров тому служит бланк «Информированное согласие на медицинское вмешательство», введенный во всех медучреждениях Молдовы с августа 2012 года. Семейных врачей заставляют под страхом административного наказания обязывать пациентов, пришедших на прием, подписывать данный документ.
На первый взгляд, это совершенно безобидная бумажка, которую, как следует из объяснений семейных врачей, Минздрав требует подписывать перед тем, как медик выпишет направления на различные исследования. Чаще всего у медиков нет времени на то, чтобы полностью пересказать содержимое документа объемом в страницу формата А4. Поэтому они ограничиваются фразой типа «подпишите, что вам разъяснили, что теперь вы имеете право на информацию и неограниченный доступ к медицинским данным». Основная часть населения не глядя ставит свою подпись под этой бумагой, а вот дотошные граждане могут почерпнуть из нее весьма интересную информацию.
Гильотина – лучший способ от головной боли
Этот вид договорных отношений между медучреждением и пациентом предусматривает указание методов диагностирования и лечения, видов аппаратов исследования или же медикаментов, применяемых при проведении процедур. Захворавшему человеку обязуются разъяснять и ощущения, которые он будет испытывать при любых видах медицинского вмешательства. В скобках даже приведено несколько примеров, на которые медработник должен указать при заполнении бланка (вибрация, незначительные покалывания, тепло или другие виды воздействия аппаратуры или медикаментов).
Граждан ставят в известность не только о том, чем и как их будут лечить, но и о том, что их могут покалечить. «Мне объяснили преимущества этих методов диагностики и лечения, которые не обладают абсолютной степенью эффективности, и поставили в известность о нежелательных последствиях, которые в редких случаях могут привести к серьезным осложнениям и даже к смерти», гласит один из абзацев информированного согласия. Иными словами, пациента предупреждают, что он может пострадать как от воздействия далеко не совершенного медоборудования, так и от непрофессиональных действий врачей.
Но если заболевший, по понятным причинам, откажется от рекомендаций медиков или нарушит предписанные правила поведения, то медицинское учреждение предупреждает о снятии с себя всякой ответственности.
И вот под таким документом, закрепленным фразой «Добровольно и сознательно даю свое согласие на проведение рекомендованных процедур», пациент должен расписаться, а семейный врач ? подтвердить ниже, что подробно разъяснил содержание бланка и ответил на все заданные вопросы.
А слона-то никто и не приметил
Если раньше пациенты или их родственники подписывали подобные согласия при хирургических операциях, абортах и в других сложных случаях, то сейчас такая «бумажка», приклеенная в начале медицинской карточки, может стать своеобразной «страховкой» от всех врачебных ошибок.
Дело в том, что чаще всего хранители клятвы Гиппократа, кроме фамилии и имени пациента, его подписи, даты заполнения бланка, а также своих данных, больше никакой информации в подобное согласие не вносят. Таким образом, остаются пустыми строчки, где следует указывать применяемые для диагностики аппараты, методы лечения и возможные ощущения. А это означает, что в случае осложнений и смертельных исходов эскулапы в любой момент могут вписать туда что угодно.
Ничего, кроме информирования
В Минздраве убеждены, что нововведения продиктованы не для защиты нарушивших клятву Гиппократа, а для информирования граждан, что предусмотрено Законом №263 о правах и ответственности пациента, принятым 27 октября 2005 года. Пункт 4 статьи 11 и пункт 2 статьи 13 этого закона гарантируют обеспечение права пациента на информацию, предоставление ему или родственникам неограниченного доступа к медицинским данным, результатам исследования. Закон также обязывает Минздрав утвердить перечень медицинских вмешательств, при которых необходимо оформить согласие в письменной форме и разработать образец соответствующего формуляра
Вот через семь лет профильное ведомство и выдало результат своего творчества (приказ МЗ №303 от 06.05.2010), больше похожее на «приговорный лист», чем на информационное согласие. А в список медицинских вмешательств, на которые пациент обязан дать письменное согласие, были включены и анализ крови, и электрокардиограмма, и исследования на различных аппаратах, и даже терапевтические процедуры. Сейчас, к примеру, отоларинголог больше заботится не о том, как промыть горло пациенту, а о том, как бы не забыть попросить больного подписать согласие на процедуру. То ли Минздрав свирепствует, то ли эскулапы перегибают палку, но теперь после каждой процедуры надо не только расписываться под записями врача, но и добавлять фразу: «Я не возражаю, чтобы мне была проведена такая-то процедура».
А с января текущего года министерство дало хождение еще одной бумажке. Теперь граждан из группы риска (гипертоники, диабетики и другие) в обмен на рецепты на компенсируемые лекарства обязывают поставить свою подпись на бланке в подтверждение того, что они знают, чем чреваты для них ведение нездорового образа жизни, игнорирование рекомендаций врача и отказ от ежедневного применения лекарств. Минздрав опять предупредил, а дальше – ваше дело.
источник : pan.md