Проблема с обеспечением льготными лекарствами граждан, проживающих на территории Московской области, стоит очень остро. Это показала оценка ситуации в Москве и области, сложившейся в 2012, а также в первом квартале 2013 года, проведенная Росздравнадзором. О ее результатах, а также о путях выхода из сложившейся ситуации рассказывает заместитель начальника отдела контроля реализации программ лекарственного обеспечения и обращения медицинских изделий Управления Росздравнадзора по г. Москве и Московской области Елена Шевелева.
Перед Росздравнадзором стоят две основные задачи. Одна из них – контроль реализации лекарственного обеспечения граждан и обращений лекарственных медицинских изделий. Вторая – контроль за полнотой и качеством осуществления органами власти субъектов федерации полномочий по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, в том числе и в рамках высокозатратных нозологий.
За прошедший год в Росздравнадзор по Москве и области всего поступило 11 тыс. 675 документов, 2251 из которых составили обращения граждан. 1091 обращение касалось вопросов льготного лекарственного обеспечения граждан, что составляет 48,9% от общего числа.
Несмотря на то, что население области значительно уступает населению столицы, обращений от жителей Подмосковья поступило в два раза больше. Жители Москвы направили в ведомство 385 документов, а жители области – 706. За 1й квартал 2013 года в Управление уже поступило 576 обращений граждан (222 от жителей МО и 58 из Москвы), из которых вопросов лекарственного обеспечения касалось 280.
Существенно отличается и тематика обращений, поступающих из Москвы и Подмосковья. В 2012 году большая часть писем (45%) от жителей Московской области касалась вопросов необеспечения льготными лекарственными препаратами для лечения онкологических заболеваний. При этом основными препаратами, в которых нуждались граждане, были ингибиторы ароматазы, а также такие препараты, как Герцептин и Кселода. С начала 2013 года таких обращений поступило уже 114, половину которых направили жители, страдающие онкологическими заболеваниями.
Вместо лекарств – деньги
Проверка Росздравнадзора показала, что в столичном регионе наметилась тенденция к отказу от льготных лекарств в пользу денежной компенсации, видимо, из-за напряженной ситуации, вызванной нехваткой льготных лекарств. Наиболее активно от льгот отказываются жители Подмосковья.
По данным Пенсионного фонда, в Москве на конец 2012 года насчитывалось 1 млн 639 тыс. 539 льготников. По данным Департамента здравоохранения Москвы, на первый квартал их количество несколько уменьшилось (на 0,85%) и составило 1 млн 626 тыс. 225 человек. Что касается льготников Московской области, то в декабре прошлого года в столичном регионе таковых проживало 707 тыс. 138 человек. А по состоянию на 1 апреля 2013 года количество льготников как по федеральному, так и по региональному списку сократилось на 14% и составило 609 тыс. 929 человек.
Обращает на себя внимание тот факт, что в области средняя стоимость рецепта примерно в два раза выше, чем по Москве. По Москве этот показатель составил 932 рубля, а на первый квартал 2013 года она достигла 1050 рублей. Средняя стоимость рецепта по Московской области на конец 2012 года составляла 1787 рублей, на первый квартал 2013 года – уже 2500 рублей. Причина такой разницы в том, что областные рецепты выписываются главным образом страдающим онкологическими заболеваниями и недугами, требующих дорогостоящего лечения.
Значительные нарушения
Проверки, проведенные ведомством на основании обращений граждан, позволили выявить значительные нарушения в работе лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Изложенные гражданами факты подтвердились более чем в 30% случаев, если дело касалось Москвы, и в 40% случаев, если факты, изложенные в обращении, имели место в Московской области. В результате проведенных проверок было выдано 11 предписаний об устранении нарушений в ЛПУ, находящихся на территории Москвы, и 25 – в Московской области.
Исследование работы лечебно-профилактических учреждений в рамках контрольно-надзорных мероприятий показало, что в основном нарушения связаны с несоответствием требованиям приказа Минздравсоцразвития по оформлению и ведению медицинской документации, например, отсутствие амбулаторной карты, копии выписанных рецептов, а также неправильно оформление рецептурных бланков и карты. Также был выявлен недостаточный контроль со стороны главного врача и врачебной комиссии за обеспечением пациентов, формальный подход врачебной комиссии к контролю за обоснованностью назначения и выписки лек средств, низкий уровень информированности врачей о номенклатуре и количестве заявленных и поставленных препаратов, недостаточный контроль за назначением централизованно закупаемых лекарственных средств и обеспечения ими пациентов, отсутствие информированного взаимодействия между ЛПУ и аптечным учреждением, нерациональное комбинирования лекарственных средств, назначение без соблюдения стандартов медпомощи и назначение лекарств без проведения дополнительных обследований (флюорография, анализ крови, кардиограмма и т.д.).
«Основанием для назначения препарата не может быть только факт осмотра пациента, — подчеркивает Елена Шевелева. – Также недопустимо назначение лекарственных средств во время планового пребывания пациента на стационарном лечении».
Между тем назначение лекарственного препарата без указания способа и кратности прима, а также длительности лечения – довольно частое явление. Нередки случаи, когда отсутствуют записи узких специалистов, подтверждающих целесообразность выбора данного лекарственного средства.
«Большое количество льготных категорий граждан страдает не одним заболеванием, а целым букетом болезней. Поэтому консультация узких специалистов важна для выбора оптимального лекарственного препарата», — подчеркивает представитель Росздравнадзора.
Количество жалоб продолжает расти
Одним показателей, по которому можно судить о работе органов исполнительной власти Москвы и Московской по обеспечению населения льготными лекарствами, является динамика обращений граждан. А число обращений имеет тенденцию к увеличению, особенно в Московской области.
Проанализировав круг проблем, Росздравнадзор выявил основные «болевые точки», которые становятся причиной роста недовольства населения. Одной из основных причин напряженности в этой сфере стало недостаточное ежемесячное финансирование, а также увеличение числа льготников из числа тех, кому необходимо дорогостоящее лечение.
Бросаются в глаза и законодательные пробелы. Так федеральный закон 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведения аукциона по закупке лекарственных средств для льготного отпуска предусматривает, что с момента подачи заявок на участие в аукционе до момента доставки лекарственного препарата в аптеки должно пройти около 70 дней: 30 дней на подготовку документации, 30 дней на проведение аукциона и 10 дней на подписание контракта. Вместе с тем проведение аукциона не гарантирует размещение заказа, потому что аукцион может не состояться по разным причинам.
«В этом случае поставки препаратов затягивается, хотя лекарства – это особый товар, оперативное обеспечение которым является одним из условий успешного лечения», — подчеркивает Е. Шевелева.
Необоснованные претензии
В то же время Роспотребнадзор сталкивается с необоснованными жалобами граждан на необеспечение лекарственными средствами. Нередки случаи, когда пациенты требуют препараты, не включенные в список ЖНВЛП, и которые отпускаются по рецептам врачей в соответствии с приказом Минздрава №665. Такие лекарственные препараты выписываются по решению комиссии только при наличии у больных соответствующих показаний.
В структуре обращений также нередки случаи, когда заявители отказываются от аналогового препарата и требуют назначения оригинального, объясняя это тем, что только такой препарат оказывает нужный терапевтический эффект. Но поскольку закупка лекарств производится по международному непатентованному наименованию (МНН), то замена препарата в пределах МНН не является нарушением приказа Минздравсоцразвития № 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств», поясняет Росздравнадзор.
«Для получения препарата с оригинальным наименованием должны быть показания – в амбулаторной карте пациента должен быть зарегистрирован нежелательный побочный эффект от применения синонимической замены препарата. Только в этом случае по решению врачебной комиссии и с одобрения Департамента здравоохранения или Минздрава Московской области будет осуществляться индивидуальная закупка оригинального препарата под тем торговым наименованием, который оказывает наибольший с точки зрения пациента терапевтический эффект», — пояснила она.
Пути решения
В результате работы ведомством был подготовлен ряд предложений, которые могут улучшить ситуацию с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан.
Один из способов решения проблемы с льготным лекарственным обеспечением заключается во включении больных сахарным диабетом, мукополисахаридозом, ревматоидным артритом и онкопатологиями в отдельную федеральную программу и в увеличении финансирования именно этой программы.
Также эксперты отмечают необходимость усиления контроля за составлением плановых заявок на лекарственные средства ЛПУ и их соответствием реальным потребностям. Более тщательно следует контролировать процедуру выписывания лекарственных средств, и стараться своевременно выявлять некачественную работу врачебной комиссии лечебного учреждений.
Кроме этого необходимо проводить систематический инструктаж персонала ЛПУ, участвующего в цепочке обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан.
источник : ria-ami.ru