ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛИГА ЗАЩИТНИКОВ ПАЦИЕНТОВ
24.07.2011.
«Лига пациентов» с большим уважением оценивает тот огромный труд, который проделан государством и экспертами при создании проекта федерального закона «Об основах здоровья граждан в РФ». Особенно важным представляется наметившееся, хотя и трудное, взаимодействие между исполнительной властью и частью экспертного сообщества. В результате его уже были сформулированы новые принципы здравоохранения и появились новые нормы в проекте закона.
Это же взаимодействие позволило «Лиге пациентов» более углубленно изучить проект закона и предложить почти 40 поправок, которые мы считаем важными, и которые, мы верим в это, будут учтены органами власти в окончательной редакции закона.
Несомненно, важнейшей основой норм права являются дефиниции, и здесь все должно быть максимально точным. Так, данное определение здоровья позволяет человека без ног считать здоровым, а пациентом не считается человек, которому на улице стало плохо.
К уже сформулированным принципам охраны здоровья следует добавить такие, как безопасность, достаточность и своевременность медицинской помощи, открытость системы здравоохранения.
К правам пациентов – право на проведение по его просьбе консилиума, которое имеется в действующих Основах, на уважение его времени, на посещение его любым лицом, на безопасность, на жалобы и претензии и на защиту прав.
При этом «Лига пациентов» весьма критично относится к нормам проекта в части, касающейся права выбора врача и медицинской организации, поскольку из-за создаваемых в законе ограничений и противоречий, это право предлагается гражданам покупать.
По-прежнему мы настаиваем на том, что конституционным правом является право граждан на бесплатную помощь не какого-то объема (базовая программа госгарантий), а где - в государственных и муниципальных учреждениях. При этом медицинская помощь должна обладать принципом достаточности, иначе она и не медицинская, а мифическая дополнительная помощь указывает на то, что гарантированная не достаточна, чего быть не должно. Гражданин не должен каждый раз доказывать государству свое право на рентген при пневмонии, но именно в такое положение его ставит новый проект закона.
Так же не понятно, зачем вводить обязательное письменное согласие на медицинское вмешательство. Эти бумажки убивают общение пациента и врача. Невозможно в необходимом объеме информировать всех одинаковой бумажкой. Нельзя заставить человека слушать или читать. И что же будет, если он отказался от чтения или подписи? Его не будут лечить? – ведь это обязательное условие помощи. Закон молчит.
Мы считаем, что в стандарты должен быть введен показатель времени начала вмешательства относительно появления пациента и его продолжительность. Это – проявление уважения ко времени пациента.
Мы предложили придать обществам пациентов и обществам по защите прав пациентов права обществ потребителей. Все мы помним, как это повлияло на культуру в сфере услуг в начале 90-х. Сегодня у этих организаций почти нет прав, кроме права просить и писать бумаги, но так трудно кого-то защитить.
Мы предложили дать родственникам возможность ознакомиться с результатами вскрытия, если они этого хотят, чтобы узнать в полном объеме причину смерти близкого человека.
Мы считаем, что донорство должно быть только на основе испрошенного согласия, которое нельзя получить у ребенка, что делает детское донорство невозможным. Родители у дверей реанимации не должны задаваться вопросом, спасают их ребенка или думают о спасении другого. Так же и вскрытие должно учитывать мнение самого гражданина и его родственников.
Современные технологии привели к тому, что у ребенка может быть не два, а три и даже четыре родителя, когда суррогатной матери подсаживают чужие клетки, и она рожает, то неужели она после этого перестала быть матерью для этого ребенка? Это требует новых подходов к пониманию таких семей.
Согласно проекту человеку в коме от алкогольного отравления или черепно-мозговой травмы с ухудшением симптомов, например, гемофилии (неизлечимое заболевание, прогрессирующее на фоне стресса) реанимационные мероприятия не проводятся. Вероятно (мы надеемся), что это какая-то ошибка в формулировках и она будет исправлена.
Проект запрещает аптекам заключать договоры на продажу конкретных лекарств - ведь «предложение населению определенных лекарственных препаратов и медицинских изделий» является предметом деятельности аптеки и ее договоров с поставщиками, а эту деятельность предлагается запретить под предлогом борьбы с интересами фармкомпаний. Запретить это – запретить аптеке работать.
Аукционы лекарств в кабинете врача нужно прекратить, и в законе сделана попытка запретить контакты врачей и фармы, но тут же эта же деятельность называется конфликтом интересов, и предлагается механизм разрешения этих конфликтов с помощью создания некой комиссии – комиссии по отпущению грехов (правонарушений), которая, нет сомнений, будет ими торговать, и создается один из самых коррупционных механизмов.
Мы предложили создать механизмы административной ответственности врачей и разработали нормы этой ответственности. Мы считаем, что внесение этих норм в КОАП РФ способно совершить революцию в здравоохранении, привив ему принцип законности и порядка.
Таблица поправок к проекту федерального закона "Об основах здоровья граждан в РФ"