Акции протеста ижевских педиатров поддержали медики в 23 городах страны, выйдя на митинги против снижения заработной платы и увеличения интенсификации труда. На брифинге, посвященном результатом работы специальной комиссии Минздрава РФ в Ижевске, Вероника Скворцова призвала врачей принять участие в комплексном контроле региональных руководителей здравоохранения.
«В этом году субвенции для оказания медицинской помощи в регионах страны составили более 985 млрд. рублей, что на 61% больше чем в 2012 году, — начала свое выступление Вероника Скворцова. — Сохранена и сумма стимулирующих надбавок к зарплате в размере 114, 9 млрд. рублей. С 1 января 2013 года зарплата врачей должна увеличиться по сравнению с прошлым годом на 45% в первичном звене, и на 67,9% в стационаре.
В ходе проверки, проходившей с 16 по 19 апреля в Удмуртии в связи с акциями протеста ижевских врачей, Комиссия Минздрава столкнулась с вопиющей ситуацией. В нарушение всех федеральных нормативных актов и финансово-экономических возможностей, доведенных до республики, заработные платы медицинским работникам, и прежде, врачам оказались занижены.
Такая же ситуация сложилась еще в ряде субъектов РФ. Однако по отчетам, предоставляемым регионами в Минздрав России, среднемесячная зарплата врача, в 2013 году составляет 32 тыс. рублей.»
Корр: Каковы механизмы, с помощью которых Минздрав будет отслеживать, чтобы заявленая отчетность совпадала с реальностью?
В.Скворцова: Первый механизм — это мониторинг реальной ситуации, который мы будем проводить, с одной стороны, по линии отчетов, предоставляемых в Минздрав, а с другой стороны — по линии Федерального фонда обязательного медицинского страхования по каждому медицинскому учреждению. Поскольку полномочия в стране разделены, федеральный Минздрав формально не может внедряться в полномочия региона, который отвечает за организацию медицинской помощи на своей территории. Однако федеральное Министерство может обозначать и передавать сигналы о неблагополучии. Кроме того, у Минздрава РФ есть мы имеем подведомственная служба — Росздравнадзор. При выявлении нарушений мы передаем туда информацию, и Росздравнадзор официально направляет проверочную комиссию, по результатам которой нарушители могут быть наказаны.
Корр.: Если на местах наблюдаются массовые системные нарушения, это говорит о том, что на государственном уровне контроль осуществляется неэффективно. Если Минздрав РФ может только давать рекомендации региональным властям, какое ведомство должно отслеживать эти нарушения и следить, чтобы такого не происходило?
В.Скворцова: В начале 2000 годов были внесены изменения в законодательство о государственном устройстве, и регионы получили собственные полномочия.
Если говорить о системе здравоохранения, то по 323-му ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» за организацию медицинской помощи населению отвечают субъекты Российской Федерации. Тем не менее, существует государственный контроль, осуществляемый Росздравнадзором.
В этом году вместе с Роздравнадзором мы провели специальное совещание с представителями всех 83 регионов РФ, где изменили проверочные критерии, поскольку с 1 января 2013 года впервые после распада Советского Союза заработали единые требования к качеству оказания медицинской помощи: в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
Кроме того, по 326-му ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» Федеральный фонд обязательного медицинского страхования также может участвовать в контрольных мероприятиях по использованию денег в системе ОМС на территории страны. Проверки Фонда идут в постоянном режиме. Руководитель ФОМС Наталья Стадченко принимает в них самое активное участие.
Наряду с этим существуют правоохранительные органы Генеральная Прокуратура и Росфиннадзор, — которые тоже проверяют использование государственных денег, в том числе и в системе здравоохранения на местах. А государственные деньги — это не только федеральные средства, направляемые в регионы из центра. Деньги субъектов тоже являются государственными. Поэтому контрольно-надзорные функции, на самом деле, развиты, но поскольку полномочия переданы субъектам, ответственность за то, что происходит в регионах, прежде всего, несут руководители регионов, и руководители системы здравоохранения регионов.
Те проверки, которые мы сейчас проводим в каждом регионе, свидетельствуют о том, что за последние более чем 20 лет в региональном здравоохранении накопились системные проблемы.
Сегодня при принятии региональных программ развития здравоохранения мы заслушиваем доклады региональных министров с фактически новым видением территориального размещения всех лечебных учреждений 1-го, 2-го, 3-го уровней с учетом доступности всех видом медицинской помощи для жителей любой точки региона. Мы заставляем заново прописать маршруты движения больных, и прорабатываем все остальные вопросы. Сейчас мы делаем открытой для обсуждения ту систему, которая всегда была достаточно закрытой, и либо согласовываем эти программы, либо делаем дополнительные замечания. В результате, скажем, в Приволжском федеральном округе из 14 регионов 7 программ согласовали, а еще 7 находится в стадии доработки. В Северо-Западном Федеральном округе из 12 региональных программ согласовано 8, а 4 находятся на стадии доработки. Эта серьезная, системная и глубинная работа позволяет субъектам РФ изнутри оценить доступность и качество медицинской помощи для каждого жителя данного региона. Со слов организаторов здравоохранения регионов, подобной работой они не занимались с начала 80-х годов.
Корр: Вы говорили, что 15 апреля поступят первые данные о средних заработных платах по каждому лечебному учреждению. Они к вам поступили и каковы их результаты?
Н.Стадченко: Эти данные поступили, и сейчас они анализируются по каждому лечебному учреждению и в целом по субъекту. Так как эти отчеты субъекты заполняли впервые, и они детальные по конкретным специалистам: врач-терапевт, врач-педиатр, узкие специалисты, врачи скорой медицинской помощи, а также медицинский персонал по каждому лечебному учреждению, то для полного и системного анализа необходимо время. Сейчас специалисты сводят все эти данные, и 26 апреля результаты этой работы будут размещены на сайте Министерства здравоохранения РФ.
В.Скворцова: Как только мы получим первый отчет по зарплатам в каждом лечебном учреждении, мы вывесим свод нарушений на сайте Минздрава, и доведем до общественности, до каждого региона, и до полномочных представителей Президента по каждому Федеральному округу.
Мы очень надеемся, что мониторинг нам поможет, но мониторинг сам потребует выборочной проверочной оценки. Подобный комплексный контроль предполагает не только усилия федерального ведомства, но и содействие самих медицинских работников на местах. Тот, кто захочет обмануть — обманет, поэтому помогайте нам узнавать правду. Чтобы врачи не боялись гонений на местах, они могут обращаться к нам анонимно, называя только лечебное учреждение.
У нас есть специально организованный сайт с адресом help@rosminzdrav.ru. На каждое заявление мы реагируем в течение 10, максимум 12 дней. Пресс-секретарь министра Олег Салагай — руководитель службы по взаимодействию с общественными организациями, профессиональными организациями, с населением — персонально отвечает за эту работу.
источник : ria-ami.ru