Могут ли родители посещать детей в реанимации? Можно ли пригласить в больницу своего педиатра? Обязан ли доктор отчитываться о методах и ходе лечения ребенка? На эти и другие вопросы отвечают врачи и юристы.
Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов»:
В 7-й статье закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» сказано, что один из родителей имеет право находиться рядом с ребенком и медицинское учреждение обязано создать для этого условия. Поскольку слово «реанимация» здесь не звучит, каких-то ограничений в этом вопросе нет, то получается, что да — родитель имеет право находиться рядом с ребенком в реанимации. То же самое касается стационара. Если вам отказывают, пишите заявление в прокуратуру.
Елена Петряйкина, заместитель главного врача Морозовской детской городской клинической больницы:
Формально родители могут находиться со своими детьми и в реанимации, и в стационаре. Но нужно понимать важную разницу между законом и реальностью. В сериалах, например в «Докторе Хаусе», пациент лежит в реанимации в отдельной комнате, он не видит других пациентов, к нему приходят родные и сидят с ним, сколько хотят, никому не мешая. В наших реанимациях, как и во многих ведущих клиниках мира, родственники не находятся с пациентом сутками. Они могут прийти, поговорить, понаблюдать, но не более того. В реанимации лежит не один пациент, и если ко всем одновременно будут приходить родственники и сидеть днями и ночами, работать будет невозможно. Мы в любое время пускаем родителей к детям, но не «на посидеть», а «на посмотреть». В реанимации все немножко между жизнью и смертью, здесь происходит много того, что называется «не для слабонервных». Это почти то же самое, что и операционная. Никому же не приходит в голову сказать: «Пустите меня, я хочу посмотреть, как моему ребенку будут вырезать аппендицит».
Элла Кумирова, детский онколог, директор «Благотворительного фонда развития паллиативной помощи детям»:
В научном центре имени Рогачева, где я работаю, один родитель всегда может находиться вместе с ребенком. Конечно, он должен быть в специальном халате, шапке и маске. Во многих других клиниках, к сожалению, все отдается на откуп местной администрации, которая сама прописывает внутренние правила нахождения родителей в реанимации и стационаре. Родители ведь тоже бывают разные и иногда ведут себя не совсем адекватно. Эмоциональный стресс пережить очень тяжело: родственники пациента порой приходят в больницу в нетрезвом виде или агрессивно себя ведут.
Могут ли родители отказаться от медицинского вмешательства?
Александр Саверский :
Да, родители могут отказаться от любых медицинских вмешательств (статья 20 закона №323)
Елена Петряйкина, заместитель главного врача Морозовской детской городской клинической больницы:
Родители нечасто отказываются от медицинского вмешательства. Но в целом это большая проблема российской медицины. Я 10 лет заведовала эндокринологическим отделением. Когда ребенок поступал с впервые выявленным диабетом, родители иногда говорили: «Вы не будете колоть ему инсулин, потому что это наркотик». В этом случае мы начинали объяснять, что инсулин не наркотик, что налицо все симптомы дефицита и ребенок без инсулина погибнет. И конечно, почти всегда нам удавалось родителей убедить. Но 1% остается при своем мнении. За границей этот вопрос решается элементарно. Я разговаривала на этот счет со своей коллегой из Нью-Йорка, спрашивала, что они делают в таких случаях. У них есть специальная социальная служба, которая может прийти и изъять у родителей ребенка, если они лишают его необходимой медицинской помощи. Может, методы, которые выбрала американская сторона, и ужасны, но проблему они решают. Ребенок не должен страдать от того, что его мама хочет отвести его к знахарке и не дает разрешение на жизненно важную операцию. У нас этот вопрос остается открытым, и хотя случаи отказов единичные, на моей памяти они стоили жизни нескольким детям.
"Ребенок не должен страдать от того, что его мама хочет отвести его к знахарке и не дает разрешение на жизненно важную операцию"
Элла Кумирова, детский онколог, директор «Благотворительного фонда развития паллиативной помощи детям»:
Родители могут отказаться от той или иной медицинской процедуры, даже если лечащий доктор и заведующий отделением считают, что медицинское вмешательство необходимо.
В этом случае родители должны написать заявление об отказе, где будет сказано, что им известны возможные последствия. Такое заявление пишут, чтобы обезопасить врача от ответственности за решение родителя. Отказы периодически случаются. Например, часто бывают проблемы со свидетелями Иеговы, которые отказываются от переливания крови. Нередко родители принимают подобные решения из-за неосведомленности или низкого культурного уровня, им кажется, что лучше пойти лечиться к бабкам.
Имеет ли право лечащий врач отказаться отвечать на вопросы родителей о состоянии здоровья ребенка или скрыть историю его болезни?
Александр Саверский :
Согласно 4-му пункту 22 статьи закона №323, «пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья», а на основании 5-го пункта этой же статьи имеет право получить копии документов.
Если вам по какой-то причине отказываются предоставлять полную информацию о здоровье ребенка, пишите заявление в прокуратуру: 140-я статья УК «Отказ в предоставлении гражданину информации». Я таких дел не припомню, но статья есть. Но сначала нужно написать заявление на имя главврача: «прошу на основании 22-й статьи закона №323 обеспечить меня копиями медицинских документов и предоставить информацию о состоянии здоровья ребенка. Напоминаю, что в соответствии со ст. 140 УК отказ в предоставлении мне информации может быть квалифицирован как уголовно наказуемое деяние». После таких заявлений, как правило, все документы появляются.
Елена Петряйкина, заместитель главного врача Морозовской детской городской клинической больницы :
Врач обязан выдавать все сведения о больном, но как в любом споре, здесь есть две стороны. Родитель должен прийти в определенное время, потому что врач не может весь свой рабочий день посвятить разговору с родителями. Часто нужно отдельно разговаривать с родителями, отдельно с дедушками и бабушками. Если мама и папа в разводе, то надо сначала с одним поговорить, потом с другим. Как правило, для общения с родственниками ребенка у врача есть определенные часы. На крайний случай нужно спросить у врача, когда с ним можно поговорить и подождать, если это необходимо. Иногда родители говорят, что им ничего не объяснили, просто потому, что они не желают слышать ту информацию, которую получают. Это такой психологический феномен, когда человек не воспринимает информацию, если он ее не принимает. Тут есть вина и врачей, и пациентов. Есть врачи, которые позволяют себе не общаться с пациентами, но есть и пациенты, которые не могут элементарно соблюдать правила и приходить в часы приема.
Элла Кумирова, детский онколог, директор «Благотворительного фонда развития паллиативной помощи детям»:
Мне как врачу очень часто приходится общаться с родителями пациентов. Порой я вынуждена повторять одно и то же по несколько раз, отвечать на дополнительные вопросы, успокаивать. Это естественно, потому что после оглашения диагноза родители бывают в шоковом состоянии. В других странах родителям в больницах выдают дополнительную литературу, в которой описываются диагноз и лечение.
Можно ли пригласить в медучреждение другого лечащего врача?
Александр Саверский :
Право на получение консультации врачей-специалистов есть, но в законе не написано, что это могут быть специалисты из других учреждений. С точки зрения права этот момент не ясен. Вы можете проконсультироваться у других врачей, но только с копиями медицинских документов. В любом случае ответственность несет лечащий врач, он же определяет необходимость консилиума. Кроме того, он имеет право проигнорировать второе мнение.
Элла Кумирова, детский онколог, директор «Благотворительного фонда развития паллиативной помощи детям»:
Врачи и сами могут пригласить коллег из других клиник в том случае, если в медучреждении, где лечат вашего ребенка, нет какого-то узкопрофильного специалиста: инфекциониста, фтизиатра и т.д. В моей практике я ни разу не сталкивалась с ситуацией, когда родители требовали пригласить второго врача параллельно лечащему.
Елена Петряйкина, заместитель главного врача Морозовской детской городской клинической больницы:
Мы с удовольствием разрешаем родителям приглашать других врачей. Есть такое понятие, как консилиум, когда несколько врачей из тех, что выбрали мы, или из тех, что пригласили родители, собираются и обсуждают лечение. Окончательное решение все равно остается за лечащим врачом, а также за руководителем структурного подразделения. Они единственные, кто несет юридическую ответственность.
источник : zdravkom.ru