«СОЛНЦЕ ИЛИ КОШЕЛЕК»
- На майские праздники я полетела отдохнуть в Арабские Эмираты, и на второй день слегла с солнечным ударом, - рассказывает читательница «КП» Елена. - Менеджер отеля любезно предложил вызвать их собственного доктора - мол, так будет гораздо быстрее, и я согласилась, рассчитывая, что оплату компенсируют по страховке. Врач выписал гору лекарств, поскольку, по его словам, при акклиматизации могут обостриться еще и хронические болезни...
В общем, Лена «попала» почти на 200 долларов, а по возвращении получила в страховой компании от ворот поворот.
- К сожалению, это частая ошибка туристов, - сочувствует эксперт по защите прав потребителей адвокат Дмитрий Лесняк, - Шансы «выбить» деньги из страховой в таких случаях действительно близки к нулю. В чем же подвох?
Запомните: если вам или кому-то из спутников стало плохо в поездке за границей, первым делом нужно набрать телефон страховой компании, указанный в полисе медстрахования для выезжающих за рубеж. Кстати, нередко там указываются местные номера, на которые можно бесплатно позвонить с ресепшена гостиницы. «Если вы сразу начали звонить со своего мобильного, не воспользовавшись бесплатным звонком с ресепшена, то стоимость дорогих переговоров в международном роуминге страховщики, как правило, не компенсируют», - предупреждает адвокат Лесняк.
ЭКОНОМИМ НА ЛЕКАРСТВАХ
Итак, врача обязана прислать страховая компания - только в этом случае его визит оплачивается по страховке. Пациенту должны выдать квитанцию и медицинское заключение с диагнозом. Будьте внимательны: здесь тоже случаются курьезы, выходящие боком туристам! «Когда я заболел в Египте, местный врач выдал документы, написанные сразу на русском языке - чтоб быстрее и легче страховку получить, а в итоге я остался с носом», - жалуется на одном из форумов отпускник Дмитрий. Оказывается, документация, подтверждающая страховой случай (то есть болезнь, визит доктора и соответствующие траты), должна быть оформлена по правилам той страны, где произошло ЧП. То есть записи на русском будут совершенно не в кассу и лишат вас компенсации расходов.
А вот если с бумагами все в порядке, то можно также вернуть свои деньги, потраченные на лекарства. Для этого названия препаратов должны быть указаны в рецепте или перечислены медзаключении, выданном врачом. Также нужно приложить аптечные чеки. «За границей, особенно в Европе, в чеках часто не печатаются названия лекарств, так что просите фармацевта или администратора аптеки вписать конкретные препараты и заверить аптечной печатью», - подсказывает адвокат Лесняк.
ВОПРОС-РЕБРОМ
Что делать, если страховщик не спешит помогать
В такой, увы, нередкой ситуации, оказался сам автор этого материала. Прошлым летом я тяжело заболела в Марокко, температура зашкаливала, началось обезвоживание организма, а диспетчер страховой компании просил потерпеть до прихода доктора несколько часов (дело было в 4 утра). Тут уж, конечно, было не до экономии, и мы вызвали отельного доктора. «В таких экстренных случаях - когда состояние очень тяжелое, а страховщик не обеспечивает немедленного приезда врача, вы имеете право обратиться к доктору самостоятельно, а потом требовать компенсации своих расходов», - поясняет адвокат Дмитрий Лесняк.
Для этого нужно собрать документы: квитанция, медзаключение, а также подтверждения, что состояние пациента было критическим и страховщик не гарантировал своевременную медпомощь. На практике это обычно подтверждают свидетели - спутники туриста, также можно попросить написать показания сотрудников администрации отеля.
Кстати, по возвращении не пропустите сроки обращения за компенсацией! Они указываются в правилах страхования каждой компании и составляют порядка 30 дней.
«В ГЕЛЕНДЖИК С ПАНКРЕАТИТОМ»
- Я уже купила путевку в Геленджик, но вдруг обострился хронический панкреатит - теперь думаю: во сколько мне «влетит» помощь врачей, если на юге случится сильный приступ? - переживает посетительница сайта kp.ru Ирина. И размышляет: может, взять полис ОМС (обязательного медстрахования) - вдруг поможет?
Отвечаем: поможет! По закону «Об обязательном медицинском страховании» полис сейчас действует в любой точке России независимо от того, в каком регионе он выдан. Это значит, что отпускник может смело обращаться в местную поликлинику, если приболел, и даже лечь в больницу, если понадобится срочная госпитализация. Если «футболят», сразу же звоните на «горячую линию» местного фонда обязательного страхования, координаты фондов в разных регионах найдете на сайте ffoms.ru
Кстати, вам должны оказать медпомощь, даже если полиса ОМС при себе не окажется - достаточно предоставить название страховой компании и реквизиты: номер и дату выдачи. Так что сохраните эти данные в записной книжке.
СОВЕТЫ ЗАЩИТНИКА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
Не приезжает «03» - набирайте «02»
С начала этого года, как известно, изменился порядок финансирования «Скорой помощи» - теперь вызов бригад «03» оплачивается из Фонда ОМС. Однако это ни в коем случае не значит, что экстренная медпомощь оказывается бесплатно только тем, у кого есть полис.
Любой человек, в том числе иностранец, находящийся на территории России, имеет право на бесплатную и безотлагательную помощь медиков при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни, - поясняют в Федеральном Фонде обязательного медицинского страхования. Причем, Скорая обязана выехать по любому адресу, где бы ни оказался больной: в дачном поселке или даже в лесу, на пляже и т.д.
- Если по вашему звонку диспетчер отказывается высылать бригаду, напомните ему, что речь идет об оставлении пациента в опасности, а это уголовная статья, - советует президент Лиги пациентов юрист Александр Саверский. - Нередко такая «промывка мозгов» срабатывает, и Скорая быстро приезжает. Кстати, по нынешним правилам бригада «03» должна прибыть не позднее чем через 20 минут.
Если же диспетчер продолжает «футболить», стоит действительно позвонить в полицию. Набрав «02» сообщите, что пациента оставляют без экстренной помощи в состоянии, опасном для жизни, и просите срочно принять меры.
Для справки: бездействие медиков подпадает под статью 124 УК РФ «Неоказание помощи больному» и статью 125 «Оставление в опасности».
КСТАТИ
Не забудьте о прививках
Если вы планируете провести отпуск в странах Африки или Южной Америки, не забудьте сделать прививку от желтой лихорадки. Эта болезнь относится к числу особо опасных, смертность от нее доходит до 60%, поэтому каждый год Всемирная организация здравоохранения публикует список государств, где высок риск подхватить лихорадку. Перечень на этот год - на сайте ВОЗ who.int
Иммунитет против желтой лихорадки вырабатывается в течение 10 дней, поэтому позаботиться о прививке нужно минимум за две недели до поездки.
Также туристам рекомендуют принимать специальные обеззараживающие таблетки для профилактики малярии. Риск подцепить эту неприятную болезнь высок в Африке, Индии, Индонезии, Малайзии, во Вьетнаме и на Шри-Ланке.
источник : www.kp.ru