Нереалистичность - вот главный вывод, характерный для подобных тусовок. То, что для государства является главным вызовом, каков процент пациентов, отмечающих, что врач всегда слушает внимательно, считающих период ожидания плановых госпитализаций слишком долгим и т.д. - это вообще не дело врача, медицины. Это - задача здравоохранения. И от крепостного врача ожидать некоей активности - это наивность или глупость. И медицинский туризм вызов не нищим российским медикам, а никакому государственному здравоохранению. И какой тут медицинский менеджмент?
«Сегодня быть просто хорошим врачом уже мало. Врачи должны учиться управлять»
30 мая в Москве открыл свою работу Конгресс руководителей медицинских учреждений России и стран СНГ.
Форум проводится для главных врачей и директоров ведущих бюджетных и частных медучреждений, представителей органов власти всех уровней, представителей общественных и профессиональных организаций, ассоциаций и объединений в области здравоохранения. В задачи форума входит налаживание профессионального диалога между руководителями медучреждений, профобъединений России и СНГ для дальнейшего совершенствования организации здравоохранения.
Дискуссионная секция на открытии конгресса был посвящена анализу текущих экономических и политических тенденций, определяющих конкурентоспособность медучреждения. Общий лейтмотив всех выступлений - перед российским здравоохранением стоят большие задачи и для их успешного решения в условиях глобализации, врачи должны меняться, становиться более активными и сами определять вектор развития здравоохранения.
«Сегодня быть просто хорошим врачом уже мало, — уверен модератор сессии Михаил Плисс, менеджер отдела по работе с организациями здравоохранения Microsoft Russia. — Врачи должны учиться управлять».
Россия — единственная страна, где нет медицинского менеджмента, отметил модератор в эксклюзивном комментарии Российскому агентству медико-социальной информации АМИ. И самая большая проблема в том, что кроме врачей это не может решить никто.
В беседе с журналистом РИА АМИ директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович отметила, что руководители медицинских организаций должны быть более вовлечены в процессы принятия решений и в те преобразования, которые сегодня происходят в рамках реформирования системы здравоохранения. «На мой взгляд, они несколько пассивны. Они ждут от государства решения многих проблем, в решении которых они сами могли бы принимать участие», — подчеркнула Лариса Попович.
Ее доклад на конференции был посвящен оценкам и метрикам систем здравоохранения. Основной вывод, который делает директор Института экономики здравоохранения, — для России главным вызовом является низкая продолжительность жизни, преждевременная смертность, распространенность факторов риска, угрожающих здоровью
«Российская Федерация при суммарной затрате на здравоохранения 1036 долларов на душу населения, показывает показатель здоровья, который соответствует странам, тратящим 170 долларов на человека, — подчеркивает она. — Разница между 170 долларами и 1036 долларами – это и есть показатель неэффективности нашей системы здравоохранения».
Вкратце познакомив с четырьмя основными индексами оценки национальных систем здравоохранения, Лариса Дмитриевна подробно остановилась на индексе оценки эффективности здравоохранения США, где сравниваются семь стран. Россия в этом рейтинге не фигурирует.
Достаточно необычны критерии, по которым авторы рейтинга сравнивали национальные системы здравоохранения. Оценки давались не в абсолютных цифрах, а с позиции пациента. Каков процент пациентов, отмечающих, что врач всегда слушает внимательно? Каков процент пациентов, считающих период ожидания плановых госпитализаций слишком долгим? Каков процент пациентов, которые в прошедшем году не следовали рекомендациям по приему лекарств? Именно на эффективность с точки зрения пациента и должна быть настроена система здравоохранения.
«Создание рейтингов в системе здравоохранения – мощный инструмент, но в основе изменений лежит система мотивации. Эффективность системы мотивации связана с четко сформулированной целью», — подытожила она.
О существующих в России рейтингах и ренкингах рассказала редактор-продюсер Центра социальных рейтингов РИА Новости Людмила Кочеткова. По ее словам, разница в оценках между разными рейтингами может быть весьма существенной. Например, по такому показателю, как удовлетворенностью медицинской помощью населения данные рейтинга Минздрава отличаются от данных ФСО почти в два раза. Также большой проблемой в силу специфики является подготовка общего рейтинга.
Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» А. Саверский в своем выступлении показал, что право на выбор пациентом медорганизации остается в большинстве случаев не более чем декларацией. Фактически права выбора у пациента нет, и на практике смена лечащей организации ведет к еще большим проблемам с получением медицинской помощи.
«90% конфликтов в системе здравоохранения происходят не из-за ошибок врачей, а из-за того, что врачи не извиняются или система не умет извиняться, — сообщил А. Саверский. – Люди, которые приходят ко мне, заряжены не ошибками медработников, а невежливым и хамским отношением к себе, подчеркнул президент лиги. Для того чтобы избавиться от конфликтов, он посоветовал главврачам учить своих подчиненных извиняться».
Заместитель исполнительного директора по правовым вопросам НП «Равное право на жизнь» Николай Дронов, также выступавший на утреннюю сессию, отметил, что главный индикатор удовлетворенности медицинской помощью – это ее доступность. Колоссальные ресурсы были направлены в здравоохранение в последние годы.
«Но ситуация в здравоохранении с внедрением информационных технологий не достигла того состояния, которое можно было бы признать желаемым»,- отметил он.
По его убеждению, все усилия должны быть направлены на повышение доступности медпомощи. Информатизация же, к сожалению, не это не повлияла.
«Для того чтобы принимать эффективные управленческие решения, нужна объективная информация. Можно ли ее получить из того, что сделано. На настоящий момент мы вынуждены признать, что нет. Такой информации об объемах и необходимых видах медицинских услуг мы пока получить не можем», — обратил внимание Николай Дронов.
Завершала первую дискуссионную сессию на открытии конгресса Айжан Садыкова, президент Национальной медицинской ассоциации Республики Казахстан. Она отметила, что цель сегодняшнего форума – совершенствование системы здравоохранения России и Казахстана, и многие проблемы, которые обсуждаются на форуме руководителей российских ЛПУ, актуальны и для республики Казахстан.
Поделиться своими ожиданиями от форума мы попросили модератора утренней сессии Михаила Плисса. На вопрос корреспондента РИА АМИ о причинах проведения подобной конференции, что можно было бы считать положительным результатом ее работы, собеседник агентства отметил, что в российском здравоохранении в настоящее время различные силы заняты перетягиваньем каната. «Как показала наша панельная дискуссия, пока все заняты решением своих проблем… нас начинает поддавливать мир в лице медицинского туризма», — сказал он.
«Страны мира начинают образовывать единую систему разделения труда, в которой, например, Коста-Рика специализируется на коленных суставах, а Израиль — на онкологии. Мир становится единой медицинской системой, из которой мы пока выпадаем. Пока мы не решим наши внутренние проблемы, тем глубже мы будем падать, теряя последних платежеспособных пациентов. А неудовлетворенность медицинской помощью будет расти еще больше», — считает представитель Microsoft.
«Если в результате этих конференций от врачей будет исходить инициатива с предложением, как существующую ситуацию преодолеть, то это станет самым главным результатом конференции. Врач не должен быть пассивным звеном здравоохранения. Без него здравоохранение не возможно, — заметил Михаил Плисс. — Нам бы таких как Рошаль 200 человек, и у нас изменилась бы система здравоохранения. Если такие люди появятся на этой конференции, то это превосходно».
источник : novostinauki.ru