с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

«Если Дума взялась навести порядок на рынке БАД, то пути назад не будет»
06 Июня 2013 г.

Парламентские слушания, посвященные дальнейшей судьбе БАД, активно обсуждаются фармсообществом. Насколько корректен сам термин «биологически активные добавки», или речь может идти только о «пищевых добавках», какие бюрократические процедуры должны проходить эти средства? «БАД, обещающие терапевтический эффект, должны проходить клинические испытания», — считает депутат Государственной думы от Свердловской области, член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр ПЕТРОВ. Об этом и многом другом он рассказал корреспонденту «ФВ» Михаилу Старкову.

 

— Кто инициировал дискуссию о БАД в Госдуме?

— Дискуссия о БАД назревала давно. Целый ряд зарубежных и российских производителей обратился и в Госдуму, и в правоохранительные органы. Проводились многочисленные проверки, и в результате Комитет по охране здоровья включил этот вопрос в план работы на первую половину 2013 г. Сначала прошла пресс-конференция нескольких членов комитета из «Единой России», затем 21 февраля провели парламентские слушания.

— Нужен ли отдельный закон о БАД?

— Думаю, законов достаточно, нужно внести уточняющие поправки о БАД в те законы, что уже работают. Следует отделить зерна от плевел —  разделить понятия.

— Какие основные проблемы при регистрации, испытаниях и продаже активных добавок видите вы?

— Вообще-то, правильно говорить «пищевые добавки». Естественно, дискуссия идет очень активно, и каждое ведомство  высказывает свою позицию. Это обычная практика по любому резонансному вопросу, тем более что обсуждается возможность подготовки закона по БАД. Биологически активные добавки нужно разделить на несколько групп. БАД с терапевтическим эффектом необходимо регистрировать по схеме лекарственных препаратов, добавки с профилактическим действием — по упрощенной схеме. Например, надо обязательно проверять токсичность и ряд других показателей. Было бы логично убрать пищевые добавки (витамины, минеральные вещества, пищевые волокна, дополнительные источники белка, аминокислот, углеводов, пробиотики и проч.) в продуктовые магазины, где они будут  продаваться наравне с продуктами.

— Вы считаете, БАД нужно убрать из аптек?

— Нет никакой необходимости продавать их через аптеки. Как вариант — можно организовать специальный отдел под вывеской, что это именно пищевые добавки, а не лекарства.

— Если половину БАД приравняют к лекарственным препаратам, их придется выпускать на фармацевтических предприятиях, которые сертифицируются по GMP. Вы поддерживаете такой подход?

— В целом поддерживаю. Требования к производству всех лекарственных препаратов должны быть одинаковыми. В этом смысле здесь нет противоречий. На парламентских слушаниях представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей рассказывал о производителях БАД, которые работают без государственной регистрации, без документов, подтверждающих качество и безопасность исходного сырья, о компаниях, не обеспечивающих лабораторный контроль за составом продукции. Санитарно-техническое состояние производства на таких заводах зачастую неудовлетворительное. Причем речь идет не о единичных случаях, а о массовых нарушениях — из 56 предприятий, проверенных в 2011 г., серьезные претензии предъявлены 26. По результатам проверок на шести заводах производство остановили. За год выписано 880 штрафов компаниям, чьи БАД не соответствовали санитарно-химическим и микробиологическим показателям безопасности. Если мы переводим фармацевтическую промышленность на стандарты GMP, было бы странно  сделать исключения для производителей БАД, которые рекламируют именно лечебные свойства своих продуктов. Другое дело, что это будет не скоро. Прежде чем  очередь дойдет до БАД, тяжелый и болезненный путь внедрения GMP в России пройдут фармацевтические предприятия.

— Почему в России регистрируют биологические добавки, обещающие лечебный эффект?

— В законе о качестве пищевой продукции БАД определены как вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или входящие в ее состав. Очевидно, что большинство биологически активных добавок  этому описанию не соответствуют, однако успешно проходят регистрацию. Это недопустимо. Давайте называть вещи своими именами: если нет лечебного эффекта — это обман потребителей, выкладывающих за якобы лекарства миллионы рублей. На слушаниях приводили примеры из жизни, когда пенсионеры собирали последние деньги, чтобы купить БАД,  рекламируемые как высокоэффективные лекарства. Счет идет на миллионы рублей. Причем сообщения, что пенсионер потратил на БАД миллион рублей, уже никого не удивляют. Тратят и больше — по два, три, пять миллионов. Рекорд поставил отчаявшийся человек, который выложил более 32,5 млн руб. Масштаб поражает. В западных странах таких проблем нет, поскольку там все отношения выясняют в суде. Потребители, не получившие обещанного лечебного эффекта, сразу подают иск к производителю. Объединившись, они могут разорить мошенническую компанию. У нас эти механизмы не работают. Нужно, чтобы правительство регулировало такие вопросы сверху.

 — Многие депутаты считают, что за недобросовестную рекламу нужно штрафовать ее распространителей — телевизионные каналы, радиостанции, печатные издания. Поддерживаете ли вы предложение наказывать СМИ и рекламные агентства?

— Депутаты Государственной думы РФ сейчас вносят поправки в законодательство, ужесточающие требования к рекламе БАД, и, насколько мне известно, правительство готово их поддержать. Стоит ли штрафовать СМИ — большой вопрос. В каждом конкретном случае надо разбираться. Кроме, собственно, ужесточения требований к рекламе депутаты вносили и предложения другого рода. В частности, позволить производителям БАД создать саморегулируемую организацию, чтобы добросовестные участники рынка могли влиять на своих коллег.

— Конкурируют  ли с уральскими фармкомпаниями производители БАД, чей состав продукции пересекается с составом лекарственных препаратов?

— Нет. Случаи, когда БАД напрямую конкурируют с лекарственными препаратами из-за того, что и в тех, и в других используется одно и то же действующее вещество, — скорее исключение, чем правило. Иной раз в биологически активных добавках, которые привозят из Южной Азии, используются компоненты, вообще не известные российской фармакологии. И распространяются они зачастую с помощью сетевого маркетинга. Но, если эти добавки исчезнут, не факт, что люди, которым хочется верить в чудо, понесут свои деньги в аптеки. Они пойдут к шаманам, экстрасенсам и народным лекарям. Хотя пересечение между сегментами БАД и лекарств, конечно, есть. Поэтому важно, чтобы конкуренция была честной.

— Есть ли в Госдуме депутаты, связанные с фармбизнесом, которые лоббируют ужесточение правил для БАД?

— Думаю, есть те, кто профессионально понимает эти проблемы. По каким мотивам это делается — вопрос совести. Хотя, наверное, однозначно на этот вопрос нельзя ответить. Не все только черное или белое.

— По-вашему, чем все закончится?

— Если Дума взялась навести порядок на рынке БАД, то пути назад не будет. Вопросы, связанные с производством, торговлей и рекламой биологически активных добавок, специалисты пропишут более детально. Сверхзадача  в том, чтобы из-за этих добавок потребители не погибали и не получали осложнений. К приему БАД нужно подходить правильно.

 


 

источник :  ria-ami.ru

вернуться в раздел новостей