с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Поддержка пациентов повышает приверженность к лечению
11 Июля 2013 г.

Круглый стол «Почему россияне не слушают врача, или как повысить приверженность пациентов назначенному лечению?» прошел в  Москве. В ходе обсуждения эксперты назвали пути решения проблемы низкой комплаентности пациентов, основными из которых являются повышение доверия к врачу, повышение доступности инновационных лекарственных препаратов и информирование населения, как о самих заболеваниях, так и о последствиях ненадлежащего исполнения назначений врача. На решение этих задач направлена представленная на Круглом столе Программа поддержки пациентов компании «АстраЗенека» «Карта Здоровья». 

 

Проблема комплаентности — приверженности пациентов лечению — одна из ключевых для системы здравоохранения. Результаты различных исследований демонстрируют, что в зависимости от  заболевания врачебные рекомендации выполняют лишь 30-50% пациентов.[1] Очевидно, что последствия такого отношения к собственному здоровью могут быть трагичны. Так, по данным американских медиков, ежегодно из-за последствий низкой комплаентности, погибает 125 000 пациентов с различными заболеваниями.[2]

Эксперты выделяют следующие факторы, влияющие на комплаентность пациентов: 

Демографические (пол, возраст, образование, доход); связанные с заболеванием (тяжесть симптомов, динамика симптомов на фоне лечения); связанные с приемом препарата (удобство схемы приема препарата; длительность лечения; стоимость, побочные эффекты); связанные с пациентом (понимание болезни и ее последствий; понимание выгоды лечения; мотивация больного и его семьи); связанные со взаимодействием врач-больной (степень доверия к врачу, отношение врача к больному  и его болезни).

Особенно актуальна проблема комплаентности для пациентов с хроническими заболеваниями, которые требуют длительной, а иногда пожизненной терапии. 

Оксана Драпкина,  руководитель отделения кардиологии Клиники пропедевтики внутренних болезней Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, профессор, д.м.н.:  «Наряду с такими очевидными факторами, как стоимость лечения и удобство приема препарата, на комплаентность, может, даже в большей степени влияет низкая информированность пациентов, их непонимание своего заболевания. Такие хронические болезни, как артериальная гипертензия или дислипидемия часто протекают малосимптомно. Человек, начав принимать препарат после посещения врача, может через какое-то время почувствовать себя лучше и на этом основании сделать вывод, что больше пить таблетки не надо. При этом у него нет понимания, что механизм развития его хронического заболевания не остановлен, и что бросая назначенную терапию, он дает толчок к прогрессированию болезни. Поэтому очень важно предоставлять пациенту правильную информацию, образовывать его». 

Низкая приверженность назначенному лечению наблюдается не только у пациентов, чье заболевание протекает бессимптомно. Даже при таких заболеваниях, как хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) и бронхиальная астма, неукоснительно следуют рекомендациям врача только половина больных. 

Андрей Белевский, профессор кафедры пульмонологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный специалист-пульмонолог Департамента здравоохранения города Москвы: «Безусловно, огромную роль имеет понимание пациентом своей проблемы. Так, например, для эффективной терапии бронхиальной астмы очень важно соблюдать назначения врача, но, по некоторым данным, приверженность пациентов назначенному лечению составляет лишь 58-50%. В результате от бронхиальной астмы умирают 250 тысяч человек в год. Врач должен находить время на разъяснительную работу. Также чрезвычайно важна доступность назначаемой терапии. Под доступностью я подразумеваю наличие препарата в аптеках и его цену. Снижение стоимости инновационной терапии – важнейшая задача, решить которую можно совместными усилиями государства, фармпроизводителей и аптечных учреждений».    

Принявший в работе Круглого стола генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов также отметил, что цена является для покупателей одним из важных факторов при выборе препарата. Но при этом для пациента очень важно понимать и другие различия между тем или иным препаратом. И тут очень важна роль фармацевта. От его профессионализма зависит достоверность информации, которую он дает покупателю. «Согласно законодательству, фармацевт может информировать покупателей об особенностях препаратов, о том, является ли препарат оригинальным или это дженерик. Таким образом, человек на основании предоставленных ему фактов сможет сделать осознанный выбор», — подчеркнул Александр Филиппов. 

Действенным способом повышения приверженности россиян назначенному лечению, а значит и эффективности терапии, эксперты Круглого стола назвали разработку и внедрение комплексных программ поддержки пациентов. Такая программа была разработана по инициативе компании «АстраЗенека». Программа поддержки пациентов «Карта Здоровья» предназначена для людей с хроническими кардиологическими, респираторными и гастроэнтерологическими заболеваниями и направлена на то, чтобы поддержать пациентов в соблюдении назначений врача при длительном лечении, так как в ней заложен принцип «чем дольше соблюдаются рекомендации – тем доступнее становится лечение». Кроме этого пациенты получают доступ к важной и полезной информации о здоровье и важности соблюдения рекомендаций врача. 

Ненад Павлетич, Президент «АстраЗенека» Россия: «Одним из способов повышения приверженности к лечению является повышение доступности качественных инновационных препаратов для пациентов. «АстраЗенека» реализует целый ряд инициатив в этом направлении, придерживаясь своего принципа работать в России для российских пациентов. Так, в настоящий момент мы запускаем пилотный проект программы поддержки пациентов «Карта Здоровья» в пяти регионах — Москве, Московской области, Новосибирске, Самаре и Санкт-Петербурге. Этот проект предполагает повышение доступности ряда наших препаратов, а также включает важные информационно-образовательные сервисы».

Информационная поддержка участников программы будет осуществляться с помощью круглосуточной бесплатной федеральной «Горячей линии» и интернет-портала Программы. Пациент всегда может обратиться к операторам call-центра и узнать адреса аптек-партнеров Программы, получить информацию о наличии нужного лекарства в той или иной аптеке. На портале же будут размещены информационные материалы о заболеваниях и важности соблюдения рекомендаций врача.

 

___________________________________________________________________________

1. «Пожилой ученик в Школе больных артериальной гипертонией» – Т.К.Чернявская

2. «Оптимизация приема Омитокса при диспепсии» — Топчий Н.В., Девятаева Ю.М.


 

источник :  remedium

вернуться в раздел новостей