Мама двухлетней девочки, ставшей инвалидом из-за ошибки врачей при родах, по решению суда получила в качестве компенсации за моральный вред всего 50 тысяч рублей, тогда как в подобной ситуации с одного из роддомов в Петербурге взыскали в сто раз больше.
Больше двух с половиной лет прошло с тех пор, как на свет появилась Полина — второй ребенок в семье Нечаевых. Старшему сыну на тот момент уже исполнилось 15 лет. Радоваться появлению долгожданной дочки помешала травма, которую девочка получила при рождении в городской больнице №38 имени Семашко в Пушкинском районе Петербурга. Во время проведения родов врач Татьяна Полещук и акушерка Алевтина Смирнова применили «неправильную тактику родовспоможения» (так говорится в решении Колпинского районного суда Петербурга от 11.10.2012), что привело к возникновению у ребенка родовой травмы - пареза Эрба.
«Врачи при родах руками надавили мне на живот, плечико у ребеночка застряло, а голова пошла дальше, в результате плечевые сплетения повредились, и после рождения у девочки левая рука стала «висеть». На сто процентов это уже невозможно вылечить. Позже в бюро медико-социальной экспертизы нам назначили инвалидность. Сейчас Полине уже 2 года 8 месяцев, левая рука у нее до конца не разгибается в локте и короче правой, а левая лопатка сильнее выступает. Как дальше себя поведет организм – неизвестно. Я боюсь, что у нее может развиться сильнейший сколиоз из-за этого», - поделилась своими переживаниями с корреспондентом «БалтИнфо» мама пострадавшей девочки Елена Нечаева.
По словам врачей-специалистов, парез Эрба находится в одной этиологической группе с параличом, и если его не лечить, то мышцы со временем могут атрофироваться, что приведет к параличу определенной группы мышц. Также парез опасен возникновением тяжелой степени искривления позвоночника, так как, когда одна рука нерабочая, вся нагрузка приходится на здоровую руку, что создает сильный перекос спины.
Когда дочке исполнилось 5 месяцев, Елена поехала с ней в Германию на операцию. В клинике святого Франциска в городе Аахен ребенку провели операцию по восстановлению нервов конечности. После этого, по словам мамы, ситуация улучшилась - у Полины стала сгибаться ручка в локте. Но за работу немецких врачей пришлось отдать немалую сумму - 12 тысяч евро.
Также периодически маме с дочкой приходится ездить на специальные, довольно дорогостоящие курсы реабилитации в город Трускавец на Украине. Курс восстановления на 12 дней стоит более 2,2 тысячи евро, не считая трат на проживание и проезд. Кроме того, в течение этих лет они были вынуждены посещать платные консультации в Ортопедическом институте имени Турнера, клинике имени Пирогова, институте имени Альбрехта и прочих медицинских заведениях. И везде консультации недешевые - от 500 до 2 тысяч рублей.
Сейчас, по словам мамы, девочка состоит на учете у ортопеда и невропатолога. По крайней мере, в районной поликлинике ребенку бесплатно делают массаж, уколы, физиотерапию, дают таблетки и проводят многие другие реабилитационные процедуры. Такие восстанавливающие курсы по рекомендации врачей нужно проходить 4-5 раз в год. Иногда требуются дополнительные курсы массажа. Тогда массажиста приходится вызывать на дом, а за десятидневный курс надо выкладывать до 5 тысяч рублей.
В общем, все семейные деньги и все время у Елены уходят на лечение дочери. При этом семья Нечаевых - совсем не миллионеры. Елена урывками работает бухгалтером в детском саду, а ее муж – участковым инспектором полиции.
Елена уверена, что врачи во время родов должны были распознать опасность заранее и не допустить такого печального исхода. Именно поэтому в октябре 2011 года она подала заявление в Колпинский районный суд (по месту жительства) на городскую больницу №38 в Пушкине, допустившую ошибку. Врачи были привлечены по делу в качестве третьих лиц. Елена Нечаева за те моральные страдания, которые ей пришлось испытать из-за инвалидности дочери, потребовала 1,5 миллиона рублей.
Была проведена независимая экспертиза в Москве, которая тщательно изучила все медицинские документы по Нечаевой, выявив в них множество нарушений. Через год, осенью 2012 года, суд принял решение о взыскании с нарушителя, в данном случае с медицинского учреждения, денежной компенсации морального вреда в размере 50 тысяч рублей, посчитав врачей ответственными за травмирование ребенка при рождении.
«Неправильная тактика родовспоможения Нечаевой Е.И. во время второго периода родов привела к возникновению пареза Эрба у Нечаевой Полины. Парез Эрба не может возникнуть самопроизвольно при естественных родах, он имеет исключительно травматологическую этиологию (причину). Оценив заключение судебной медицинской экспертизы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины ответчика в причинении вреда здоровью ребенка истицы», - говорится в решении суда.
По мнению суда, требования истицы обоснованны, так как ответчик причинил ей нравственные страдания, «выразившиеся в переживаниях об утрате здоровья ребенком, о необходимости постоянного лечения ребенка».
«Учитывая характер причиненного вреда, необходимость длительного лечения ребенка, что не позволяет истице вести нормальный образ жизни, принимая во внимание принцип разумности и справедливости, суд первой инстанции обоснованно взыскал в пользу истицы компенсацию морального вреда в сумме 50 тысяч рублей, - поясняется в судебном решении. - Доводы же Нечаевой Е.И. о несоразмерности взысканной суммы компенсации причиненным ей нравственным страданиям не могут служить основанием для изменения решения суда, поскольку сводятся к переоценке доказательств по делу».
Елену не устроил смехотворный размер компенсации, в городском суде Елена обжаловала решение районного суда, но апелляционную жалобу оставили без удовлетворения.
Адвокат Елены категорически не согласился с таким решением суда и предложил своей подопечной на этот раз подать иск от имени самой пострадавшей – Полины. Новый иск был подан в феврале 2013 года. Ближайшее заседание по делу состоится 17 июля. Возможно, в этот раз суд будет более справедливым к страданиям Елены и ее ребенка и назначит достойную компенсацию вреда. Тем более, что подобные положительные прецеденты уже есть.
Напомним, в июне текущего года коллегия Петербургского городского суда оставила в силе решение суда первой инстанции, в ноябре 2012 года взыскавшего с родильного дома №6 имени Снегирева 5 миллионов рублей в пользу семьи Сафроновых, чей ребенок в результате действий медперсонала получил инвалидность.
«У меня было три очень схожих дела, в одном случае судья определил выплатить по два миллиона матери и пострадавшему ребенку и один миллион отцу — в целом на семью пять миллионов, во втором случае — матери удалось «выбить» 700 тысяч, и в третьем случае с Еленой Нечаевой — 50 тысяч рублей. Вы видите, насколько разные суммы? Сумма в 50 тысяч — просто смешная! Сейчас Колпинский суд, рассматривая иск пострадавшей девочки, в упор не хочет замечать уже вступившее в силу решение суда по Елене. Сейчас судья хочет назначить повторную экспертизу. Это говорит либо о некомпетентности суда, либо о сговоре группы лиц с целью покрыть действия врачей, искалечивших ребенка», - уверен адвокат Елены — Александр Голованов.
По мнению Голованова, в нашей стране, к сожалению, нет единого регламента по оценке морального ущерба, и судьи этим пользуются. При этом Следственный комитет, куда обращался адвокат, не захотел возбуждать уголовное дело, хотя в других подобных случаях, оно возбуждалось. Голованов уверен, что действия Колпинского районного суда противозаконны. По законодательству, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, не подлежат оспариванию и не доказываются вновь. Адвокат совместно с Еленой Нечаевой будет доказывать неправомерность действий суда и добиваться отвода судьи.
источник : www.baltinfo.ru