Оценивая ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в здравоохранении нашей страны, можно с уверенностью сказать, что Минздрав ведет себя как корабль без руля и ветрил. Если посмотреть, как развивается мировое здравоохранения и сравнить с отечественным, можно увидеть одну очевидную особенность.
Во всем мире не говорят о развитии отрасли и медицины, а говорят об укреплении здоровья нации, у нас же происходит обратное. То есть получается, что мы направляем колоссальные деньги и прочие средства, не на укрепление и поддержание здоровья населения страны, а на развитие здравоохранения, как отрасли, а это абсолютно разные вещи, отсюда и соответствующий подход.
К сожалению, на сегодняшний день у Министерства здравоохранения нет понимания того, что медицина должна быть массовой, а главная ее задача – быть доступной для населения, даже в самых отдаленных уголках страны. Вместо этого министерство зачем-то делает акцент на дорогой высокотехнологичной помощи, и вливает значительные средства в ее развитие в ущерб массовой, общедоступной медицине. Но дорогие высокие технологии не могут стать массовыми, да они не нужны стране в больших объемах.
Населению нужна терапия, педиатрия, гериатрия, зубоврачебная помощь – вот именно эти направления надо развивать и укреплять в первую очередь. А мы наблюдаем обратный процесс – массово закрываются медицинские учреждения по всей стране. На данный момент прекратили свою работу около 5 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений, 600 диспансеров, более 1 тыс. санаторно-курортных учреждений. Минздрав обосновывает это тем, что данные заведения устарели, да и потребность населения в них не так уж и велика. Но это позиция Минздрава, а не народа, который думает иначе, пытаясь получить хоть какую-то медицинскую помощь в десятках километров от дома.
Министерство не учитывает, что только 40% сельских жителей пользуются медицинской помощью, в первую очередь из-за ее недоступности. Из более 4 тыс. сельских больниц сейчас действует всего 400 на всю страну! Это ужасающие цифры. А между тем население Центральной России планомерно вымирает и федеральные органы власти не делают ничего, чтобы хотя бы затормозить этот процесс. Для того, чтобы снизить смертность в подобных регионах, надо использовать не унифицированный подход, к которому сейчас все пытаются прийти, а наоборот дифференцированный, с учетом специфики ситуации в каждой конкретной местности.
Особо стоит выделить в этом плане родильные дома, которые сокращаются со скоростью света. Например, в Твери из пяти действующих родильных домов хотят оставить только три. И куда женщинам, простите, деваться в этой ситуации? Как в старину рожать в поле или развивать службу повитух? Взамен закрытых родильных домов Минздрав предлагает женщинам пользоваться услугами перинатальные центров. Но, при этом, министерство умалчивает об их доступности. В некоторых отдаленных районах добраться в такие учреждения можно только посредством авиации, но насколько это опасно для самой женщины и для плода никого не интересует. Благодаря закрытию родильных отделений резко возросло количество родов в дороге, и соответственно количество осложнений тоже резко увеличилось. Перинатальные центры – это учреждения, занимающиеся только тяжелыми случаями, там есть оборудование и врачи, соответствующей квалификации. Они не ориентированы на массовость, в этом их изначальное предназначение и, собственно говоря, ценность. Поэтому заменить собой обычные родильные дома они просто не смогут, да в этом нет и нужды.
Глядя на все эти проекты оптимизации со стороны государства, кажется, что задача властей, в первую очередь, сократить расходы, а не усовершенствовать медицинскую помощь. Чем они успешно и занимаются.
Сегодня совершенно непонятно для кого у нас работает медицина: многим она недоступна, многие недовольные ее качеством. При этом становится совершенно очевиден тот факт, что здравоохранение повернутой спиной к пациенту и не учитывает даже элементарных его потребностей, а ведь это не коммерческая отрасли, здесь нельзя руководствоваться только цифрами, здесь нужен иной подход, который у нас, к сожалению, не популярен – человеческий.
Источник: профессор Юрий Комаров, вице-президент Российского медицинского общества, член исполкома Пироговского съезда врачей
источник : medvestnik.ru