Россияне бурно обсуждают в сетях вопиющие истории о том, как новые правила оказания медицинской помощи наносят тяжкий вред здоровью. В Москве из-за отказа врачей «скорой» отправить пациента в больницу и халатности врача поликлиники больной лишился пальца на ноге. Отказы в срочной госпитализации беременной женщины в Ярославской и младенца в Брянской области привели к трагедии: роженица потеряла ребенка и едва осталась жива; трехмесячный мальчик умер, после того как его отправили домой под предлогом недостаточно высокой температуры.
Люди возмущены странными нормативами, которые не позволяют вылечить людей до того, как болезнь примет опасный характер. Официальные лица заверили, что правила не препятствуют госпитализации, истории расследуют, а виновных накажут. Подобные эпизоды, однако, типичны для российской массовой «бесплатной» медицины и отражают тенденции ее развития в последние годы.
Расходы на здравоохранение в России остаются недостаточными: даже после двукратного увеличения соответствующих статей бюджета в 2008-2012 гг. (с 202 млрд до 413 млрд руб.) их доля в ВВП не превышает 3,6-3,7%, тогда как в США она составляет 8%, во Франции — 7,5%, в Бразилии — около 5%. Сергей Синельников-Мурылев и Георгий Идрисов в статье «Экономический рост: производительная и непроизводительная стимуляция» (см. «Ведомости» от 21.08.2013) отметили, что эти расходы разумно повысить еще на 1% ВВП. Между тем на фоне бюджетных проблем правительство намерено в ближайшие годы снизить расходы на здравоохранение до прежних 3-3,2% от ВВП и переложить значительную их часть на региональные бюджеты, которые уже и так трещат по швам.
Да и увеличение расходов на здравоохранение было избирательным. Закупки современного оборудования не поддерживались повышением квалификации врачей.
Кроме того, сокращалась сеть низовых учреждений. Количество больниц в 2002-2011 гг. сократилось с 10 700 до 6300, станций скорой помощи — с 3300 до 2900. Добавим к этому, что четверть больниц требуют капитального ремонта. Это осложнило доступ к медицинской помощи жителям глубинки.
Реформа медицины последних лет, целью которой была прозрачность финансирования больниц и поликлиник, сопровождалась установлением мелочной опеки над врачами, которым предписывалось, какие лекарства и в каких дозах прописывать пациентам при той или иной болезни. Мелочная опека резко повысила непроизводительные затраты рабочего времени врачей. Добавим к этому отношение управленцев к медицине: главным считается не излечение и оздоровление пациента, а достижение оптимальных показателей — оборачиваемости коечного фонда, времени, затраченного на больного, и др. Поэтому врачи низового уровня не заинтересованы в приеме трудных больных. Ситуация может усугубиться.
источник : www.vedomosti.ru