В Госдуме готовится ко второму чтению законопроект «Об основах охраны здоровья граждан РФ». В ходе его доработки парламентарии договорились включить в закон положение, согласно которому женщинам с беременностью до 11 недель, решившимся на аборт, эта операция может быть произведена не ранее, чем через неделю после обращения в клинику (в первоначальном варианте документа этот срок ограничивался двумя сутками).
Кроме того, предполагается, что в течение этой недели женщинами займутся психологи и социальные работники. Для этого в клиниках будут учреждены специальные кабинеты медико-психологической и социально-правовой помощи. Обязательность бесед для женщин будет закреплена в нормативно-правовых актах Минздравсоцразвития РФ.
Решившимся на аборт женщинам дадут неделю на размышление
«Стоит ли воздействовать психологически на женщину, решившуюся на непростой для многих, а, зачастую, даже вынужденный шаг?» – задаются вопросами читатели «БалтИнфо». Редакция решила выяснить у экспертов: стоит ли – а главное, можно ли воздействовать – с точки зрения права и морали.
В беседе с корреспондентом «БалтИнфо» ректор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников заявил, что нормативы Минздрава, в случае их реального появления, будут просто-напросто противоречить базовому российскому закону – Конституции. «Акты Минздрава обязательны для исполнения только для сотрудников Минздрава. Вот пусть министр и исполняет их сколько угодно», – говорит эксперт.
Решетников отмечает, что одним из пунктов профессионального кодекса психотерапевтов является то, что пациента нельзя принуждать к беседам и лечению. «Уверен, что и европейское сообщество встретит эту инициативу крайне отрицательно», – считает эксперт.
По словам Решетникова, российское законодательство даже в плане принуждения к психиатрическому лечение настаивает на свободе выбора со стороны пациента – не говоря уже о психотерапии или сексологии. «Вас же никто не будет насильно тащить на прием к сексологу? Так и здесь».
Не видит, каким образом может быть реализована инициатива законодателей, и юрист Ольга Лукьянова (по причине щекотливости темы она просила изменить фамилию при упоминании в публикации). «Не в наручниках же будут вести женщин на эти беседы», – недоумевает она. Лукьянова также апеллирует к закону о психиатрической помощи, который – если думская инициатива будет реализована – окажется более мягким, чем закон об охране здоровья.
«Расчетливая, грамотная женщина, знакомая с российскими законами, скорее всего, будет приходить в клинику за 7 дней до операции – заявляя себя таким образом. Потом неделю она не будет ходить ни на какие беседы. Вернется через 7 дней и спокойно осуществит задуманное», – рассуждает эксперт.
Есть еще ряд нюансов, считает эксперт: мини-аборты, аборты по медицинским показаниям. «Чем раньше женщина делает аборт – тем меньше это сказывается на ее здоровье»: таким образом, закон, призванный, судя по названию, «охранять» здоровье – напротив, нанесет ему вред.
Впрочем, по мнению юриста, некоторым женщинам беседы со специалистами действительно пошли бы на пользу. Только неделю ждать не надо – психолога следует вызывать сразу, как только поступило обращение в консультацию.
«Я сама в молодости сделала аборт. Это было между рождением первого и второго ребенка. Тогда ситуация казалась безвыходной. Но если бы со мной хоть кто-то поговорил, какой-нибудь психолог – я бы передумала. До сих пор об этом жалею, – поделилась личным опытом Лукьянова. – По молодости ты ведь не осознаешь, что аборт – это, в сущности, убийство человека. Об этом действительно надо рассказывать».
Похожей точки зрения придерживается и настоятель храма святых мучеников Адриана и Наталии, отец Антоний Витвицкий. В беседе с корреспондентом «БалтИнфо» священнослужитель напомнил, что аборт с точки зрения церкви расценивается как убийство: «Ребенок получает жизнь при зарождении, а не при рождении». Однако, по собственному мнению отца Антония, каждая женщина должна сама делать свой выбор.
«Я лично не стал бы запрещать аборты, – говорит священнослужитель. – В то же время, считаю, что необходимо создать благоприятные условия для деторождения: чтобы женщины и дети сталкивались как можно с меньшим количество проблем. Плюс надо доводить до женщин максимум информации: что ребенок – это не аппендицит, который можно вырезать, ребенок – это зарождающаяся личность».
По мнению отца Антония, благая законодательная инициатива в процессе реализации может выродиться в «ерунду». Священник, вслед за психоаналитиком и юристом, недоумевает: каким образом будут претворять в жизнь этот закон?
«Мы знаем, что женщин, которые приходят в консультации, чуть ли не уговаривают на аборты: у медиков есть «план», который необходимо выполнять. Как люди, заинтересованные в максимальном количестве абортов, будут уговаривать женщину не делать аборт?» – риторически вопрошает отец Антоний.
...Интересно, что у настоятеля храма святых мучеников Адриана и Наталии несколько дней назад родился третий ребенок. Впечатления от роддома, в котором ребенок появился на свет, говорит отец Антоний, самые печальные. «Отношение персонала, который материально не заинтересован в тебе – мягко говоря, холодно-равнодушное», – с горечью констатирует священнослужитель.
В свою очередь юрист Ольга Лукьянова высказала мнение, что никакого «плана по абортам» в женских консультациях нет. Но при этом эксперт отметила: отношение к будущим мамам у врачей – абсолютно «конвейерное».
«Когда ты приходишь в консультацию, у тебя буднично спрашивают: будем рожать или делать аборт? Надо сначала врачам в мозги «вложить», что такое отношение – неправильное. В этом дело, а не в законах», – уверена эксперт.
Добавим, что доработка законопроекта ко второму чтению, после которого принципиальные изменения в документ станут уже невозможны, завершится к началу осенней сессии Госдумы. А значит, возможно, уже со следующего года женщин, решившихся на аборт, будет ждать весьма напряженная неделя.
источник : вернуться в раздел новостей
http://www.baltinfo.ru/2011/08/06/Dobrovolno-prinuditelnaya-borba-s-abortami-221218