с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Взаимодействие больных и докторов – один из актуальных вопросов медицины
11 Сентября 2013 г.

Врачи упрекают своих подопечных в безграмотности, сутяжничестве, увлечении шарлатанскими методами, пациенты, в свою очередь, клянут сребролюбие, жестокосердие и невежество «убийц в белых халатах». Что ни месяц вспыхивают громкие «медицинские» процессы – ребенок умер от неправильного лечения, тяжелобольному отказали в госпитализации... На чьей же стороне правда?

 

Клятва Гиппократа

Отношения медиков и больных всегда складывались неоднозначно. У врачей древности было мало эффективных лекарств и много поводов опасаться за свою жизнь. Законы Хаммурапи предписывали за неудачную операцию отсекать врачу руку, а за неудачное лечение глаз – лишать зрения. Восточные деспоты и русские цари без колебаний казнили лекарей, допустивших смерть пациента. Во время эпидемий нередкими были «холерные бунты» – разгневанные крестьяне и пролетарии громили больницы и убивали врачей, обвиняя их в отравлениях.

Гиппократ в своей клятве писал: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Однако скандалы по поводу экспериментов над пациентами, проводимых без их согласия, возникают до сих пор. В 30-40-е годы XX века «цветных» больных в США заражали сифилисом, в 60-е «подопытных кроликов» пичкали ЛСД, в наши дни в странах третьего мира то и дело поднимают шум из-за не сертифицированных лекарств и вакцин. В России, по официальным данным, эксперименты на людях особо не практиковали, но не проходит месяца, чтобы в новостях не мелькнула очередная история больного, пострадавшего из-за оплошности медиков.

Война врача с пациентом нередко заканчивается в суде миллионными исками, лишением лицензии и даже тюремными сроками. Неудивительно – если верить официальной статистике, риск врачебной ошибки составляет 3-5%. Но всегда ли в ошибке виноват только доктор?

Этика пациента

Медицина – профессия, в которой невозможно исключить человеческий фактор. Роботы-хирурги и электронные диагносты уже существуют, но до введения их в массовую практику пройдут десятки лет. А врачи – живые, пристрастные люди, они устают, сердятся, могут ошибиться и пропустить проблему. И от поведения самого пациента и его родственников во многом зависит успех или неудача лечения.

Если не соблюдать рекомендации, режим и диету, не принимать назначенные лекарства, лечиться «травками» вместо антибиотиков, ходить к экстрасенсам вместо специалистов, не поможет никакой медик. Если грубить и надоедать врачу, требовать невозможного, забывая при этом говорить даже «спасибо» и «здравствуйте», внимания не дождешься.

Помните, врач – не бесчувственный механизм. Относитесь к нему по-человечески, соблюдайте правила вежливости. Это несложно: прийти на прием вовремя, со всеми анализами и снимками, с пониманием отнестись к небольшой задержке в очереди или усталому голосу врача. Именное поздравление с праздником, сувенир, конфеты, цветы или хороший чай поднимут настроение вашему доктору.

Вопрос «благодарности» неоднозначен – редкие врачи всерьёз отказываются от денег (если вдруг встретили такого – ни в коем случае не настаивайте!), но требовать с пациента что-то сверх оговоренной заранее оплаты и вымогать взятку за бесплатные услуги считается у медиков дурным тоном. А вот младший медперсонал никогда не откажется от шоколадки или купюры.

Самое важное для больного – полностью доверять своему доктору, его знаниям, опыту и чутью. Если между врачом и пациентом нет контакта, лучше сменить доктора при первой же возможности. Если же несколько медиков подряд оказываются «неподходящими», возможно дело в коммуникативных навыках больного.

Собрать в интернете сведения о диагнозе и лечении никогда не навредит, однако не следует выплескивать эти новые знания на врача в ультимативной форме. Лучше деликатно поинтересоваться, насколько полученная информация достоверна.

Если вы категорически не согласны с диагнозом, планируете не соблюдать назначения или сменить специалиста, лучше озвучить свои намерения, чем молча саботировать лечение. По крайней мере, вы сэкономите время врачу.

Хороший, плохой, злой...

Определите, с каким специалистом вы имеете дело. Сразу оговоримся, что деление врачей на «плохих» и «хороших» условное, оно приводится для лучшего понимания проблематики. Конечно, есть шанс встретить прекрасного диагноста в несвежем халате и орущего благим матом, но это – редкое исключение из правил.

Хороший врач

1. Аккуратно одет, чистоплотен, не злоупотребляет парфюмом, украшениями.

2. Вежлив, приветлив, не фамильярен

3. Подробно опрашивает и осматривает пациента, изучает историю болезни, анализы, записи.

4. Не критикует перед пациентом своих коллег и их лечение, даже если считает его неправильным.

5. Объясняет хотя бы в общих чертах ход болезни, аргументирует лечение и назначения.

6. Следит за ходом лечения, контролирует и корректирует его по необходимости.

7. В курсе современных методов лечения и новых лекарств.

8. Не стесняется говорить о деньгах, назначить оплату или отказаться от неё.

9. Не предлагает молитвы, биодобавки и т.д. взамен официального лечения.

10. Корректирует лечение в зависимости от финансовых возможностей пациента, ищет бюджетные варианты.

Плохой врач

1. Неопрятен, «благоухает» резкими духами или потом, на пальцах – многочисленные кольца и перстни.

2. Грубит, орёт, либо сюсюкает с пациентами.

3. Мельком проглядывает медкарту, не осматривает и не слушает пациента, во время осмотра беседует по телефону или с посторонними людьми.

4. Не лицеприятно, грубо высказывается о коллегах и их методах.

5. Безразлично выслушивает пациента, констатирует «ну что вы хотите, у вас же диабет» (онкология, возраст, климакс и т.д.).

6. Не аргументирует выбранное лечение и назначение препаратов, грубо отвечает на вопросы

7. Предпочитает лечить «по старинке», критикует все новые лекарства.

8. Вымогает или требует денег, подарков, без предупреждения увеличивает сумму гонорара по ходу лечения.

9. Советует обратиться к целителям, бабкам, воспользоваться святой водой или биодобавками, которые он готов продать тут же «за полцены».

10. Игнорирует ухудшение состояния и жалобы пациента.

«Скорую» вызывали?

Цель медика – неважно, участковый ли это терапевт, сотрудник «скорой», маститый профессор или гинеколог из роддома – вылечить пациента. Врачам, особенно в экстремальной ситуации, нет дела до ваших переживаний, поэтому будьте конкретны, рассказывая о болезни.

Определитесь, какого рода медицинская помощь вам нужна.

* Когда состояние больного угрожает жизни (температура 39 и выше, паралич, потеря сознания, зрения, речи, проблемы с дыханием, сердцебиением, массивное кровотечение, мучительные боли в сердце, голове или животе, неукротимая рвота, тяжелое отравление, поражение током) – звоните в «скорую».

* При обострениях хронических заболеваний, тяжелом, но не угрожающем жизни состоянии – обращайтесь в «неотложную помощь».

* При травмах, падениях, инородных телах, подозрении на переломы или вывихи, фурункулах, нарывах, ожогах и других хирургических заболеваниях – начните с травмпункта.

* При подозрении на роды, выкидыш, внематочную беременность, маточном кровотечении нужна гинекологическая больница или ближайший роддом.

* Флюс, стоматит, зубная боль – вам в скорую стоматологическую помощь.

* Во всех остальных случаях вызывайте участкового врача или сами идите на прием.

Подготовьтесь к вызову или визиту: cформулируйте, что вас беспокоит, где, как и когда болит, с какой периодичностью проявляются симптомы, померьте температуру и давление. При разговоре с диспетчером или врачом спокойно опишите свое состояние, без ненужных подробностей. Коротко и точно отвечайте на заданные вопросы – это важно для постановки диагноза. Не умалчивайте о «стыдных» симптомах, возлияниях, приеме не прописанных врачом лекарств, биодобавок и других нарушениях режима. Не рассказывайте о своих родственниках, переживаниях или личных проблемах.

Запишите все указания и назначения медика. Если у вас есть вопросы или сомнения – озвучьте их сразу, пусть лечащий врач все вам разъяснит. Вопрос о деньгах тоже лучше задавать прямым текстом, чтобы не возникало недоумений.

При любом ухудшении, появлении новых симптомов, аллергической реакции на препараты обязательно свяжитесь со своим врачом и сообщите ему о проблеме. Если врач помимо номера клиники, оставил вам личный телефон, звонить по нему в нерабочее время без жизненной необходимости – бестактно.

Важно!

Если больного отказались госпитализировать, но лечение не помогает и состояние заметно ухудшается – отправляйтесь в приемный покой ближайшей больницы. При попытке отказать снова ссылайтесь на статью 124 УК РФ и требуйте письменный отказ, с указанием причин и подписью дежурного врача.

 


 

источник :  www.km.ru

вернуться в раздел новостей