На рассмотрение Государственной Думы России поступил проект Федерального закона «О здравоохранении».
К сожалению, в отличие от проекта Федерального закона «О полиции» данный законопроект обсуждается без активного участия со стороны общества.
Между тем этот закон крайне важен для каждого россиянина, так как регулирует порядок реализации конституционного права на охрану здоровья.
Ряд положений данного законопроекта участники слушаний рассматривают, как удачные и заслуживающие поддержки. Так, \важным представляется определение здоровье, как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов.
Вместе с тем, рассматриваемый законопроект страдает рядом пробелов, недоработок, противоречий. По мнению участников слушаний, данный закон к принятию не готов.
В нем отсутствует главная идея, на основании которой российская медицина развивалась в течении последних 300 лет: медицинская деятельность является формой социальной деятельности, а не извлечения прибыли.
Хотя в стране за последние годы произошло преступное сокращение коечного фонда больниц, никаких механизмов по исправлению данной ситуации законопроект не предусматривает.
В связи с этим участники общественных слушаний, проведенных в Независимом пресс-центре Москвы, рекомендовали:
1) В статье 1 предусмотреть, что рассматриваемый закон регулирует не только правовые, организационные и экономические, но и социальные основы охраны здоровья;
2) В пункте 1 статьи 2 предусмотреть, что медицинская помощь направлена не только на поддержание и восстановление здоровья, но и предупреждение его утраты.
3) В части 3 статьи 4 законопроекта следует предусмотреть, что недопустим отказ в оказании медицинской помощи не только при наличии угрозы жизни, но и при наличии угрозы здоровью человека. В ином случае при неочевидности угрозы жизни человеку, лицо, нуждающееся в медицинской помощи, может остаться без таковой.
4) В части 8 статьи 4, где говорится о запрете на клонирование человека, как принципе охраны здоровья граждан, предусмотреть возможность клонирования органов человека для их пересадки.
5) Дополнить свод принципов (статья 4) пунктом 9: комплексность оказания медицинской помощи.
6) В части 4 статьи 5 предусмотреть в качестве фактора, в зависимости от которого не должно ущемляться право на получение медицинской помощи - социальное положение.
7) В части 3 статьи 7 дополнить словами «на всей территории страны», а также «Запланированные расходы на здравоохранение не могут составлять менее 10 % валового национального продукта страны».
8) В статье после слов «угрозе жизни» дополнить «и здоровью» также записать «В оказании бесплатной медицинской помощи не может быть оказано при острой боли, при наличии достаточных оснований опасаться развития заболевания, существенного ухудшения здоровья пациента, возникновения у него признаков инвалидности, а также при отсутствии у пациента средств для оплаты медицинской помощи».
9) В статье 8 предусмотреть необходимость письменного согласия не при любом медицинском вмешательстве, а только при таком, которое может повлечь существенные или непрогнозируемые негативные последствия для пациента. Требования о том, чтобы пациент давал письменное согласие на любое медицинское вмешательство чревато ростом злоупотреблений, бюрократизации, роста бумажной нагрузки на мед работников, отказа в оказании мед. помощи в условиях, когда пациент не понимает характера и значения медицинского вмешательства.
10) В части 2 статьи 8 предусмотреть, что медпомощь без согласия пациента может быть оказана, если тот признан ограниченно дееспособным.
11) В части 6 статьи 8 предусмотреть, что для спасения жизни пациента медицинская организация обязана оказывать такую медицинскую помощь, а при оспаривании указанными в данной статье субъектами правомерности оказания медицинской помощи, обратиться к Уполномоченному по правам пациентов, который в этом случае обязан обратиться в суд.
12) В п. 1 ч. 8 ст. 8 законопроекта слова «а его состояние не позволяет выразить свою волю, либо при отсутствии законных представителей лиц, указанных в части 2 настоящей статьи» исключить, как ограничивающее реализацию права пациента на жизнь, когда пациент не дает согласие на медицинское вмешательство. Так, состояние пациента может позволяет ему выразить свою волю об отказе в медицинском вмешательстве, но при этом данное состояние может быть обусловлено температурой, интоксикацией и т.д., и не отражать реальное волеизъявление пациента.
13) В части 3 статьи 9 предусмотреть возможность предоставления информации о состояния здоровья гражданина с его согласия в целях защиты его прав.
14) В п. 8 ч. 4 ст. 9 законопроекта записать «и общественного контроля».
15) В статье 12 дополнить «В случае, если клонирование человека было произведено, клонированный эмбрион или человек находится под защитой закона Российской Федерации».
16) В п. 1 ст. 13 законопроекта дополнить словами «и законных интересов».
17) В п. 2 ст. 13 законопроекта дополнить словами «стандартов и нормативов».
18) В п. 12 ст. 13 следует предусмотреть, что федеральный орган исполнительной власти устанавливает квалификационные требования не только в отношении руководителя органа власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, но и любых мед работников высшего и среднего мед персонала.
19) В п. 1 ч. 3 ст. 13 дополнить «и состояния здоровья населения», как фактора, определяющего направление субвенций на направление в субъект Федерации объем средств на реализацию переданных полномочий.
20) В п. 8 ч. 1 ст. 16 функцию организации оказания высокотехнологичной помощи из функций субъекта РФ исключить, оставив эту функцию исключительно за федеральными органами власти.
21) В п. 16 ч. 1 ст. 15 дополнить словами «а также ежегодное информирование населения об уровне смертности и инвалидизации населения по районам и населенным пунктам».
22) В статье 17 после слова «медицинской» записать «и медико - социальной» помощи.
23) В п. 7 ч. 5 ст. 18 дополнить словами «а в предусмотренных законом случаев - государственного и иного обяз0ательного медицинского страхования».
24) Ч. 4 ст. 19 дополнить словами «Оказание платной медицинской помощи, как правило, является дополнением к оказанием бесплатной медицинской помощи».
25) Дополнить ст. 20 частью 5 о том, что «гражданин вправе ознакомиться с медицинской документации своего родителя, бабушки, дедушки, а также иного родственника, если он является его наследником либо ближайшим родственником. Данное право может быть ограниченно только волеизъявлением умершего».
26) В статье 21 дополнить «уровне смертности и инвалидизации в районе проживания».
27) Признать неудовлетворительной редакцию ч. 4 ст. 23 законопроекта о том, что
«Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования, на получение медицинской помощи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), на эти цели».
Изложить ее в следующей редакции
«Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи, как в ведомственных медицинских организациях, так и в медицинских учреждениях по месту их жительства по их выбору. Порядок расчетов соответствующего федерального органа власти, где указанные лица проходят службу, с медучреждением, в котором такая помощь была получена, происходит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), на эти цели».
28) Пункт 5 статьи 23 о том, что «в отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, приостанавливается действие договора о добровольном медицинском страховании до окончания срока пребывания в учреждениях уголовно - исполнительной системы» из законопроекта исключить, как законодательную основу нищеты, в которой находятся медсанчасти учреждений, исполняющих наказание.
29) Статью 54 дополнить п. 4 о том, что по заявлению гражданина во время проведения экспертизы может присутствовать его представитель.
30) Статью 54 дополнить п. 5 о том, что экспертиза проводится на основе принципа полноты предоставляемой информации.
31) В п. 4 ч. 4 ст. 60 записать «или иное психоактивное вещество».
32) П. 2 ч. 7 ст. 61 о том, что «Реанимационные мероприятия не проводятся при наступлении состояния клинической смерти (патологических изменений во всех органах и системах, носящих полностью обратимый характер) на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимой с жизнью» исключить, так как чаще всего наличие таких заболеваний или травм не может быть достоверно установлено при осуществлении реанимационных мероприятий.
33) В п. 6 ст. 62 законопроекта записать «указанные лица имеют право на ознакомление со всеми материалами патолого-анатомических исследований, если это не противоречит воле умершего».
34) В п. 2 ч. 1 ст. 63 указать, что родственники, не востребовавшие тело умершего, должны быть надлежаще информированы.
35) В ч. 2 ст. 63 законопроекта указать, что в научных, учебных и медицинских целях могут использоваться не тело и органы умершего человека, а отдельные органы умершего человека.
36) Из ст. 80 п. 3 законопроекта, устанавливающей, что мед учреждение самостоятельно определяет способы обеспечения обязательных требований к нормативной деятельности, что может привести к произволу и нарушения прав больных, сузить в этой части права медицинских учреждений.
37) В ст. 82 предусмотреть создание не различных информационных систем, а единой информационной системы, самостоятельные фрагменты которой находятся в ведении соответствующих органов здравоохранения и страховых медицинских фондов.
38) П. 7 ст. 83 о том, что «сведения о лицах, участвующих в оказании медицинских услуг, а также о лицах, получающих медицинские услуги, относятся к категории информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации» исключить, как создающую опасность для злоупотреблений, так как в той части, в которой эта информация является медицинской тайной - она уже защищена, а в той части, в которой она таковой не является - ограничение доступа к ней приведет к нарушением прав пациентов и снижению возможностей организаций, которые оказывают им помощь.
39) Дополнить ч. 2 ст.86 законопроекта институтом «Уполномоченного Российской Федерации по защите прав пациентов».
40) Дополнить ч. 2 ст. 87 словами «а также обеспечения, защиты и восстановления прав пациентов и медицинских работников».
41) Дополнить ч. 3 ст. 89 словами «отслеживать и» перед словом «сообщать».
42) Дополнить законопроект статьей «Прокурорский надзор за соблюдением прав пациентов при осуществлении медицинской деятельности».
43) В ч. 1 ст. 93 дополнить, что медицинской ошибкой является не только нарушение качества, но также нарушение объема или продолжительности медицинской помощи.
44) В ст. 94 законопроекта записать «Такой вред может быть возмещен медицинским учреждением добровольно во внесудебном порядке. На основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти такой ущерб возмещается в обязательном порядке. Решение указанного федерального органа может быть обжаловано в суд заинтересованным лицом ».
45) В ч. 3 ст. 98 предусмотреть, что возможность занятия медицинской деятельностью имеет право лицо, получившие соответствующее образование в иностранных государстве и сдавшие соответствующий квалификационный экзамен комиссии, сформированной территориальным органом управления здравоохранением.
46) Предусмотреть в тексте соответствующих норм законопроекта, что никакой платной медицины в государственных и муниципальных медицинских учреждениях не должно быть, так как это ведет к вытеснению платной медициной бесплатных услуг. Платная и бесплатная медицина должна быть разделена кадрово, территориально, организационно и финансово.
47) Необходимы специальные меры по развитию сельской медицины, в частности нормативы обеспеченности населения медицинским персоналом должны учитывать дополнительные нагрузки, связанные с расстояниями между населенными пунктами, а также нормативы размещения аптечных учреждений в сельской местности с учетом необходимости доступности таких учреждений для граждан, проживающих в сельской местности.
48) Необходимо предусмотреть, что повышение квалификации должно производиться за счет того медицинского учреждения, в котором медицинский сотрудник работает.
49) В связи с тем, что слово «может» создает ситуацию правовой неопределенности, в связи с чем в ст. ст. 18, 30, 33, 38 законопроекта слово «может» следует исключить, изложив соответствующие нормы в иной редакции с иной степенью долженствования.
50) Предусмотреть необходимость ежегодной всеобщей диспансеризации населения за счет бюджетных средств.
51) Пересмотреть критерии орфанных (редких) заболеваний, предусмотрев, что «редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 50 случаев заболевания на 200 000 населения».
52) Предусмотреть в законопроекте персонализацию ответственности медработников за нарушение прав и законных интересов пациентов.
53) Устранить пробел законопроекта, в котором отсутствует ясное и четкое правовое регулирование нетрадиционной народной медицины. При этом следует определить права и обязанности народных целителей, а также их клиентов.
54) Законопроект (ч. 4 ст. 47) ограничивает право родителей находиться бесплатно в больнице с ребенком старше 3 лет, что противоречит соответствующим европейским стандартам и существенным образом нарушает права детей.
55) Следует дополнить законопроект ранее имевшимся в «Основах законодательства об охране здоровья граждан» правах пациента требовать созыва врачебного консилиума;
56) Следует предусмотреть, что, когда медицинское вмешательство необходимо пациенту в возрасте с 14 до 18 лет, решение о таком вмешательстве принимает ребенок по согласованию с родителями (родителем, законным представителем).
57) В статье 48 законопроекта следует предусмотреть право женщин самостоятельно определять место рождения ребенка, включая выбор соответствующего медицинского учреждения или рождение ребенка дома.
58) Усилить личную ответственность медработника за проверку переносимости пациентом назначенных ему медицинских препаратов; в частности, предусмотреть предварительную инструментальную проверку лекарства на приборе Фоля.
59) Следует исключить из ст. 2 законопроекта при определении понятий применение замкнутого логического круга, когда понятия определяются на основании и со ссылкой друг на друга;
60) В законопроекте следует определить нормы обеспеченности лечебным персоналом на 1000 жителей, в том числе и с учетом особенностей сельской местности.
61) В законопроекте следует предусмотреть недопустимость совместного нахождения больных, которые могут заразить друг друга.
62) Недостаточно прописаны механизмы профилактики социально значимых заболеваний. Недостаточное внимание уделено привлечению к этой деятельности социально ответственных некоммерческих организаций. Не решен вопрос об обеспечении непрерывного лечения социально значимых заболеваний.
63) В законопроекте не решен вопрос о координации деятельности различных медицинских учреждений. Межу тем, сегодня сложилась ситуация, когда СПИД-центры не имеют медикаментов для лечения обычных заболеваний, а в мед учреждениях медицинской помощи ВИЧ - инфицированным не оказывается под предлогом того, что такая помощь должна оказываться им в СПИД- центрах.
64) Необходимо предусмотреть участие в работе Общественных наблюдательных советов правозащитных и иных некоммерческих организаций.
65) Закон должен обеспечить сохранение системы военно - медицинской службы, которой накоплен огромный и бесценный опыт оказания медицинской помощи военнослужащим.
66) Представить законопроект для общенародного обсуждения.
67) Законопроект должен быть приведен в соответствие с принятой летом 2010 года Декларации прав пациента.
источник : вернуться в раздел новостей